СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ
1.
ЦЕЛЕВЫЕ
ОРИЕНТИРЫ
И
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1.
Особенности воспитательного процесса в МБДОУ №11 г.Азова ............................................. 5
1.2.
Цель программы воспитания ........................................................................................... 6
1.3.
Требования к планируемым результатам освоения программы воспитани я ............... 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
2.1.
Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ................ 11
2.2.
Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ................................................... 11
2.3.
Направления реализации программы воспитания .................................................................... 12
2.4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы ................................................ 15
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
3.1.
Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ ................ 17
3.2.
Нормативно-методическое обеспечение реализации программы .............................. 17
3.3.
Материально-техническое обеспечение реализации программы ............................... 18
3.4.
Календарный план воспитательной работы.................................................................. 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной
программы МБДОУ №11г.Азова (далее - ООП ДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года №
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы
воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства
просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных
основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/,
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.
Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает
элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС
ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с
воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:
Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни»
Модуль 2 - «Экологическое воспитание»
Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»
Модуль 4 - «Патриотическое воспитание»
Модуль 5 - «Конкурсное движение»
Модуль 6 - техническая направленность «Растим будущих инженеров»
3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1.
Особенности воспитательного процесса в МБДОУ «Детский сад №18»
Образовательный процесс в МБДОУ№11 г.Азова осуществляется в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее
– ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
МБДОУ №11 г.Азова расположен в типовом здании. Микрорайон является
экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные
переходы. Рядом с ДОУ находится общеобразовательная школа №13, МБОУ лицей
г.Азова, библиотека им.Гайдара. ДОУ имеет возможность для осуществления сетевого
взаимодействия, как с указанными образовательными организациями, так и с более
удаленными.
ДОУ располагает базой: музыкальный зал.
Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал,
осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий.
Социальными заказчиками реализации Программы, как комплекса воспитательных
услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав
ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно
отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни
детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к
окружающему миру, к другим людям.
Основной целью педагогической работы МБДОУ «Детский сад № 18» является
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и
общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства
происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на
создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ
и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной
частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его
эмоционального благополучия и полноценного развития;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип
предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в
реализации программы воспитания;
партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы.
4
Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы,
уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает
разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в
организационном планах.
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных
программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей,
является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого
продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
в проведении мероприятий ДОУ поощряется помощь старших детей
младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный
творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского
коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение
играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы,
реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку
воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится
огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений
работы ДОУ так как цель этой работы - сохранение приоритета семейного воспитания,
привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью
проводятся родительские собрания, консультации, беседы, применяются средства
наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические
стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников,
развлечений, экскурсий и др.
1.2.
Цель и задачи программы воспитания
Современный
национальный
воспитательный
идеал
–
это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа РоссийскойФедерации.
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста,
проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе
базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их
социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения,
применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта
социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических
условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного
5
возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития
индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности
и других формах активности.
Задачи:
развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление
с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в
том числе народного творчества;
содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
– сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать
и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.),
стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от
участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть
символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1.
Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических
качеств.
Задачи:
обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей,
принятых в обществе;
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности,
формирование основ патриотизма;
углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение
следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового
образа жизни;
сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к
природе и понимании самоценности природы;
развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства
(живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет,
пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к
русскому языку, языкам других народов;
поощрять проявления морально-волевых качеств.
2.
Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными
представителями направлена на совместное решение вопросов личностного развития
детей.
Задачи:
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых
будет
осуществляться
взаимодействие:
6
сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать;
взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания
окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом воспитания подрастающего поколения.
Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей
– «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России».
Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам)
предполагается достижение следующих результатов, основанных на целевых ориентирах:
Портрет Гражданина России 2035 года
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии,
гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России,
сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия
традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества,
уважения к традиционным религиям России.
Уважающий прошлое родной страны и устремлѐнный в будущее.
2. Гражданская позиция и правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей
развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в
деятельности общественных объединениях, волонтѐрских и благотворительных проектах.
Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и
свободы других людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке
4.Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически
мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в
профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Экономическая активность
Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий
поставленных жизненных целей за счѐт высокой экономической активности и
эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых
ролей, мотивированный к инновационной деятельности.
6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и
эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных
культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
7. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой),
воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
1.3.
7
Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам)
предполагаетсядостижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах:
1. Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии,
гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России,
сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к
Отечеству, малой родине, сопричастности к
2. Гражданская позиция и
правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных
целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики,
участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтѐрских и
благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях
ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого
правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и
достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в
общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в трудовой
деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности,
сочувствие и деятельное сострадание к другим людям. Сознательно и творчески
проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и
достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации и рефлексии.
4. Интеллектуальная самостоятельность
Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе
этических и эстетических идеалов.
5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую
коммуникацию и взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики,
управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый»
цифровой след.
6. Экономическая активность Проявляющий стремление к созидательному
труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счѐт высокой
экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях
многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к инновационной
деятельности.
7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и
эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных
культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе
команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и
родном языке.
8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно
выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой),
воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и
бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои потребности.
9. Мобильность и устойчивость
Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и
непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий
социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме
8
непрерывного самообразования и самосовершенствования.
9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в
ДОУ
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно
содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо
от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие
способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
2.1.
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
2.2. Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности:
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами идругие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
тематический модуль, коллекционирование,
чтение, беседа/разговор, ситуации,
конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии,
пешеходные прогулки.
мастерская, клубный час,
праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
театрализованные игры, инсценировки.
10
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в
соответствующем модуле.
2.3.
Направления реализации программы воспитания
МОДУЛЬ 1
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему
здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и
здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры
здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья,
условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха
и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и
повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных
привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям,
занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на
основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными
способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики
асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и
привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 2
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание дошкольников
– одно
из
приоритетных
направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания и развития детей,
направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование
культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к
своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к
соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего
детского сада реализуется образовательный проект «Экологическое воспитание».
Проект даѐт возможность формировать у дошкольников осознанно- правильное
отношение к природе, природным явлениям. Осознанно-правильное отношение детей к
природе строится на еѐ восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и
знаниях особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую
информацию о живой и неживой природе, еѐ представителях, знакомятся с народными
приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту
окружающего мира, выполняют различные трудовые поручения что даѐт возможность
понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений и
животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что
человек – часть природы.
Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу,
главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с
местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по
11
охране природы родного края, города, сада.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы
«Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на
постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. В помещении и
на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг
которых воспитатель организует различную деятельность. Процесс осознанноправильного отношения к природе сопровождается различными видами детской
деятельности
(игровой,
подвижной,
познавательно-исследовательской,
художественноэстетической,коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного
возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и
продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя
обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя
в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и
социокультурных ценностей для своих детей.
МОДУЛЬ 3
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределениереализуется
посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности
трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам
трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих
действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
МОДУЛЬ 4
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции,
гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
-
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы,
равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение
конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в
том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и
социальной солидарности;
12
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок
личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих
правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей
мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного
наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и
кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным
ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение
детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для
детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений
искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на
популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных,
научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное,
гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе
образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том
числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических
культурных традиций и народного творчества.
МОДУЛЬ 5
«КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном
движении. Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей,
родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть
конкурсы – выставки поделок, рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и
тематик.
Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих
способностей детей дошкольного возраста.
Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий,
проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную
задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском
саду. Мы стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог
найти здесь интерес для себя и своего ребенка.
Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:
установление партнѐрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;
13
поддержка детской инициативы и самостоятельности;
добровольное участие детей в конкурсах;
поиск новых увлечений и раскрытие способностей.
Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач:
конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита
проектов, соревнования.
МОДУЛЬ 6
ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
«РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»
Основной целью модуля является разработка системы формирования у детей детей
раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно –
конструкторских
навыков.
Эффективным
инструментом
развития
технологической
компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения
является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E –
engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics
(математика).
Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое
творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим
делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и
развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного
обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.
Для ребят занятия – это настоящая игра. Задачи, которые поставлены перед ними,
увлекательные, в духе их любимых фильмов и мультиков. А возможность проявлять
самостоятельность, инициативу и делать свой выбор, очень подогревает их интерес.
Работая с лабораторией, дети перевоплощаются в учѐных, конструкторов, биологов,
пожарных, медиков, они проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления,
проявляют пытливость ума, и защищают свои первые проекты.
2.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в ДОУ воспитательной работы осуществляется по
выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в ДОУ являются:
1.
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип
приоритета
анализа
сущностных
сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –
таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
14
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми
деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с
семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития
детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа, организуемого в МБДОУ №11 г.Азова воспитательного процессаявляются:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ
воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета ДОУ.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в МБДОУ №11 г.Азова совместной деятельности
детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим
воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии
организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть
беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ№11 г.Азова.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых мероприятий ДОУ;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий, походов;
качеством организации творческих соревнований, праздников и
фольклорныхмероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОУ является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу.
15
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа
воспитания
обеспечивает
формирование
социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
−
обеспечение
воспитывающей
личностно
развивающей
предметнопространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка
родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
− создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех
участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности
принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения Программы
воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
− в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
− конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасностиребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого,
без
− которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и
педагогическихработников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
1.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся”.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС
ДО).
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует
Требованиям к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению
программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере
отвечают поставленной воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам,
средствам и содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ,
16
специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
соответствуют
установленным
государственным
санитарно-эпидемиологическим
правилам и гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их
нравственное
развитие
личности
в
социально-духовном
плане,
развития
самостоятельности.
Среда обеспечивает:
наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в
сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
учѐт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость
развивающей
предметно-пространственной
среды
ДОУ
обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации Программы
воспитания:
подбор художественной литературы;
подбор видео и аудиоматериалов;
подбор
наглядно-демонстрационного
материала
(картины,
плакаты,тематические иллюстрации и т.п.);
наличие демонстрационных
технических средств
(экран,
телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты
для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности
(самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной
среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и
календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год.
17
3.4.
Календарный план воспитательной работы
МБДОУ №11 г.Азова на 2021-2022 учебный год
Тематический
блок
Тематика недели
Период
«Детский сад»
«Здравствуй, детский
сад»
Сентябрь
1
Совместное мероприятие с родителями
«Осень»
Сентябрь
2
Праздник осени
Сентябрь
3
«Осень»
Сентябрь
4
Сбор осенних листьев. Создание коллективного плаката «Самые
красивые листья»
«Я в мире человек»
Октябрь
1
Игра «Кто у нас хороший»
Октябрь
2
Совместное чаепитие с родителями.
«Мой дом»
Октябрь
3
Фото коллаж «Я дома»
«Я и моя
семья»
«Что я знаю о себе?»
Октябрь
4
Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки»
«Мой дом, мой
город»
«Любимый дом»
Ноябрь
1
Выставка достопримечательностей города Азова
«Я живу в городе»
Ноябрь
2
Оформление альбома семейной фотографии со снимками
известных памятных мест города.
«Профессии»
Ноябрь
3
Групповой альбом с фотографиями мам и пап на работе.
«Транспорт»
Ноябрь
4
Игра с макетом «Дорога»
«В декабре, в декабре,
Декабрь
1
Выставка детского творчества «Зимние узоры»
Мониторинг
«Осень»
Зима
Итоговое мероприятие
18
все деревья в серебре»
«Новый год»
«Зима»
«Народная
культура и
традиции»
«День
защитника
Отечества»
«Весна»
«Животные и птицы
зимой»
Декабрь
2
Работа с родителями. Изготовление кормушек для птиц.
«Скоро праздник Новый
год»
Декабрь
3
Работа с родителями. Оформление окон «Волшебница зима»
«Кто придет на праздник
к нам»
Декабрь
4
Новогодний утренник.
Каникулы.
Январь
1
«Зимние забавы»
Январь
2
Фото коллаж «Зимние прогулки в саду»
«Зимние чудеса»
Январь
3
Выставка детского творчества «Зима»
«Народная игрушка»
Январь
4
Выставка народной игрушки
«Устное народное
творчество»
Февраль
1
Выставка литературы ( песни, потешки для самых маленьких)
«День защитника
Отечества»
Февраль
2
Фото коллаж «Папа солдат»
«Праздник пап»
Февраль
3
«Подарки к празднику»
«Праздник бабушек и
мам»
Февраль
4
Выставка образцов рукоделия бабушек воспитанников.
«Мамин день»
Март
1
«Подарки к празднику»
«Что изменилось
весной» (природа,
Март
2
Выставка детского творчества «Пришла весна»
19
одежда людей)
«Что делают животные и
птицы весной?»
Март
3
Игра с макетом «Птичий двор»
«Неделя
сказок»
«Сказка в гости к нам
пришла»
Март
4
Организация выставки детской книги для малышей.
«Неделя
здоровья»
«Я и мое здоровья»
Апрель
1
Фотовыставка «Моя спортивная семья»
«Весна»
«Труд людей в природе
весной»
Апрель
2
Совместная работа с родителями «Субботник».
Апрель
3
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка.
Апрель
4
«Скоро лето»
Май
1
Конкурс на лучшее оформление участка на улице из подручных
материалов.
«Летние дары» (фруктыовощи-ягоды)
Май
2
Развлечение «Волшебные фрукты- овощи»
«Летние чудеса»
(экспериментирование)
Май
3
Развлечение «Праздник воды»
«Летние забавы и виды
спорта»
Май
4
Праздник «Лето»
Мониторинг
«Лето»
Тематическое планирование образовательной работы с детьми
младшей группы (3-4 года)
Тематический
Тематика недели
Период
Итоговое мероприятие
20
блок
«Детский сад»
«До свиданья лето,
здравствуй детский сад»
Сентябрь
1
«Кто встречает нас в
детском саду»
Сентябрь
2
Сентябрь
3
«Живой уголок»
(комнатные растения)
Сентябрь
4
«Что изменилось осенью»
(Природа, одежда людей)
Октябрь
1
«Осенний урожай»
Октябрь
2
«Домашние, дикие
животные и птицы
осенью»
«Что я знаю о себе?»
Октябрь
3
Октябрь
4
«Давайте жить дружно»
Мониторинг
«Детский сад»
«Осень»
«Я и моя
семья»
«Я и моя семья»
«Мой дом, мой «Любимый дом»
город»
«Я живу в городе»
5
Ноябрь
1
Ноябрь
2
Мини-проект «Наш любимый детский сад»
«Моя вторая семья»
Создание альбома
о детском саде.
(фотографии сотрудников на рабочем месте)
Оформление фотовыставки « Мои лучшие друзья»
Развлечение «Наш любимый детский сад»
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
Конкурс лучшей поделки
«Аквариум своими руками»
Фотовыставка
«Наши комнатные растения» (растения, выращенные
родителями детского сада)
Совместная работа с родителями
Выставка детского творчества
«Золотая осень» (природный материал)
Привлечь родителей к пошиву сезонной одежды для
дидактического пособия «Оденем куклу на прогулку»
Фотовыставка «Прогулка по осеннему лесу, парку» (семейные
фотографии)
Фотовыставка «Эти забавные животные» (семейные фотографии
домашних питомцев)
Осенний праздник
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
«Наш фотоальбом»
Привлечение родителей к оформлению вместе с детьми альбома
группы
«Бытовые приборы»
Конкурс на лучшую поделку из подручных материалов.
Фотовыставка «Город, в котором мы живем»
(конкурс семейной фотографии)
21
«Городские профессии»
Ноябрь
3
Оформление семейной газеты «Кем работают твои родители»
«Транспорт»
«Мы – пешеходы
«В декабре, в декабре, все
деревья в серебре»
Ноябрь
4
Декабрь
1
«Животные и птицы
зимой»
«Скоро праздник Новый
год»
Декабрь
2
Развлечение по ПДД
«Наш друг светофор»
Выставка детского творчества
«Зимушка – красавица»
Создание фотоальбома «В чем мы ходим зимой?» (изображения
детей в зимней одежде)
Пополнение гардероба зимней сезонной одеждой для
дидактического пособия «Оденем куклу на прогулку»
Акция "Накорми птиц зимой" (изготовление кормушек для птиц)
Декабрь
3
«Кто придет на праздник
к нам»
Декабрь
4
Каникулы
«Зимние забавы»
«Зимние чудеса»
(свойства льда)
«Народная игрушка»
Январь
Январь
Январь
1
2
3
Январь
4
«Устное народное
творчество»
«Мы - будущие
защитники Родины»
Февраль
1
Февраль
2
«Праздник пап»
Февраль
3
«Международн
ый женский
день 8 марта»
«Праздник бабушек и
мам»
«Подарки к празднику»
Февраль
4
Март
1
«Весна»
«Что изменилось весной»
Март
2
«Зима»
«Новый год»
«Зима»
«Народная
культура и
традиции»
«День
защитника
Отечества»
Работа с родителями
Конкурс по праздничному оформлению окон «Царство Деда
Мороза»
Совместная работа с родителями
Конкурс игрушек на уличную елку
Новогодний утренник
«Зимний спортивный праздник»
Изготовление объемных макетов родителями и детьми «Арктика
и Антарктика глазами ребенка»
Создание мини-музея народной игрушки и предметов народных
промыслов (силами педагогов и родителей)
Фольклорный праздник
«Развеселая ярмарка»
Работа с родителями
Фотовыставка «Мой папа – солдат»
Конкурс «Военная техника» (объемное конструирование их
подручного материала)
«Праздник пап»
(участие родителей в конкурсах)
Фотовыставка «Вот какие наши мамы»
«Мамин праздник»
(ролевое участие родителей в праздничных постановках)
Выставка детского творчества, посвященная весне.
22
(природа, одежда людей)
«Неделя
сказок»
«Что делают животные и
птицы весной?»
«Сказка в гости к нам
пришла»
Март
3
Март
4
«Я и мое здоровье»
Апрель
1
Создание фотоальбома «В чем мы ходим весной?» (изображения
детей в демисезонной одежде)
Пополнение кукольного гардероба для дидактического
пособия «Оденем куклу на прогулку»
Развлечение
«Из – за моря вереницей к нам домой вернулись птицы»
Организация выставки детской книги
Тематические
дни
1 «Мир сказки»
2 «Сказка в
гости к нам
пришла, игры
детям
принесла»
3 «Самый
сказочный
писатель
К.И.Чуковский
»
4
«Путешествие
по сказкам
С.Я.Маршака»
5 «Волшебный
мир сказки»
«Неделя
здоровья»
Тематические
дни
1 «День смеха»
2 «Познай
себя»
3 «Чистота –
«День юмора и смеха»
«День здоровья»
Совместная работа с родителями.
Фотовыставка «Моя спортивная семья»
23
залог
здоровья»
4 «Правильное
питание – залог
крепкого
здоровья»
5 «День
здоровья»
«Весна»
«Прогулка по весеннему
лугу» (цветы-насекомые)
Мониторинг
«Лето»
Апрель
2
Коллаж «Весенний луг»
Апрель
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
«Скоро лето»
Май
3
4
1
«Летние дары»
(фрукты-овощи - ягоды)
«Летние чудеса»
(экспериментирование)
«Летние забавы и виды
спорта»
Май
2
Создание фотоальбома «В чем мы ходим весной?» (изображения
детей в демисезонной одежде)
Пополнение кукольного гардероба для дидактического
пособия «Оденем куклу на прогулку
Развлечение «Волшебные фрукты- овощи»
Май
3
Развлечение «Праздник воды»
Май
4
Летний спортивный праздник
«Веселые старты»
(с участием родителей)
Тематическое планирование образовательной работы с детьми средней группы (4-5 лет)
Тематический
блок
«День знаний»
тематический
день
«Детский сад»
Тема недели
«Мы – будущие
школьники»
«Нас встречает детский
сад»»
Период
1 сентября
сентябрь
Итоговое мероприятие
«День знаний», организованный сотрудниками детского сада, с
участием родителей.
1
Мини-проект «Наш любимый детский сад»
«Моя вторая семья»
Создание альбома
24
«Кто работает в детском
саду»
сентябрь
2
о детском саде.
(фотографии сотрудников на рабочем месте)
Оформление фотовыставки « Мои лучшие друзья»
Развлечение «Наш любимый детский сад»
Сентябрь
3
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
«Живой уголок»
Сентябрь
4
«Что изменилось осенью»
(Природа, одежда людей)
Октябрь
1
Конкурс на лучшую поделку
«Аквариум своими руками» (рыбки, аквариумы, водоросли из
бросового материала)
Фотовыставка
«Наши комнатные растения»
(изображения растений, выращенных родителями группы)
Выставка детского творчества
«Золотая осень» (поделки из природного материала)
Привлечь родителей к пошиву сезонной одежды для
дидактического пособия «Оденем куклу на прогулку»
«Сельскохозяйственные
промыслы» / «Дары
природы»
Октябрь
2
«Домашние, дикие
животные и птицы
осенью»
Октябрь
3
«Что я знаю о себе?»
(«Мы такие разные,
девочки и мальчики)
«Я и моя семья»
Октябрь
4
Спортивный праздник «Спорт – это сила и здоровье»
5
«Наш фотоальбом»
Привлечение родителей к оформлению вместе с детьми альбома
группы
«Бытовые приборы»
Конкурс на лучшую поделку из подручных материалов.
Мониторинг
«Детский сад»
«Осень»
«Я и моя
семья»
«Мой дом, мой «Любимый дом»
город»
Ноябрь
1
Фотовыставка «Прогулка по осеннему лесу, парку» (семейные
фотографии)
Изготовление коллажа на тему «Осень в деревне» или
«Экскурсия в деревню»
Фотовыставка «Эти забавные животные» (семейные фотографии
домашних питомцев)
Осенний праздник
25
«Зима»
«Новый год»
«Зима»
«Народная
культура и
традиции»
«День
защитника
Отечества»
«Международн
«Мой родной край»
Ноябрь
2
«Все работы хороши»/
«Городские профессии»
«Транспорт»/
«Мы – пешеходы»
«В декабре, в декабре, все
деревья в серебре»
Ноябрь
3
Ноябрь
4
Декабрь
1
«Животные и птицы
зимой»
«Скоро праздник Новый
год»
Декабрь
2
Декабрь
3
«Кто придет на праздник
к нам»
Декабрь
4
Январь
Январь
Январь
1
2
3
Январь
4
«Устное народное
творчество»
«Фольклор»
«Военные профессии,
техника»
Февраль
1
Февраль
2
«Мы - будущие
защитники Родины»
«Праздник бабушек и
Февраль
3
Февраль
4
«Зимние забавы»
«Зимние чудеса»
(свойства льда и снега)
«Кто живет в Арктике и
Антарктике?»
«Народная игрушка»
Фотовыставка «Город, в котором мы живем»
(конкурс семейной фотографии)
Оформление семейной газеты «Кем работают наши родители?»
Развлечение по ПДД
«Наш друг светофор!
Выставка детского творчества
«Зимушка – красавица»
Создание фотоальбома «В чем мы ходим зимой?» (изображения
детей в зимней одежде)
Пополнение гардероба зимней сезонной одеждой для
дидактического пособия «Оденем куклу на прогулку»
Акция "Накорми птиц зимой" (изготовление кормушек для птиц)
Работа с родителями
Конкурс по праздничному оформлению окон «Царство Деда
Мороза»
Совместная работа с родителями
Конкурс игрушек на уличную елку
Новогодний утренник
«Зимний спортивный праздник»
Изготовление объемных макетов родителями и детьми «Арктика
и Антарктика глазами ребенка»
Создание мини-музея народной игрушки и предметов народных
промыслов (силами педагогов и родителей)
Фольклорный праздник
«Эй, матрешки, расписные сарафаны и ложки»
Работа с родителями
Фотовыставка «Мой папа – солдат»
Конкурс «Военная техника» (объемное конструирование их
подручного материала)
«Праздник пап»
(участие родителей в конкурсах)
Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей
26
ый женский
день 8 марта»
мам»
«Подарки к празднику»
«Весна»
«Неделя
сказок»
Март
1
«Что изменилось весной»
(природа, одежда людей,
растительный мир)
Март
2
«Что делают животные и
птицы весной?»
«Сказка в гости к нам
пришла»
Март
3
Март
4
семьей»
«Мамин праздник»
(ролевое участие родителей в праздничных постановках)
Выставка детского творчества, посвященная весне.
Создание фотоальбома «В чем мы ходим весной?» (изображения
детей в демисезонной одежде)
Пополнение кукольного гардероба для дидактического
пособия «Оденем куклу на прогулку»
Развлечение «Из – за моря вереницей к нам домой вернулись
птицы»
Участие в театральном фестивале
Тематическое развлечение «Русская народная сказка»
Тематические
дни
1 «Мир сказки»
2 «Сказка в
гости к нам
пришла, игры
детям
принесла»
3 «Самый
сказочный
писатель
К.И.Чуковский
»
4
«Путешествие
по сказкам
С.Я.Маршака»
5 «Волшебный
мир сказки»
«Неделя
здоровья»
«Я и мое здоровье»
Апрель
1
«День смеха и юмора»
Спортивный праздник «Здоровье дарит Айболит»
Тематические
дни
27
1 «День смеха»
2 «Познай
себя»
3 «Чистота –
залог
здоровья»
4 «Правильное
питание – залог
крепкого
здоровья»
5 «День
здоровья»
«Космос»
Совместная работа с родителями.
Фотовыставка «Моя спортивная семья»
«Все дети на планете
хотят летать в ракете»
Мониторинг
Апрель
2
Апрель
Совместная работа с родителями
Выставка макетов космических кораблей: «Долететь до звезды»
Тематическая выставка «День космонавтики
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
«День Победы»
«День Победы»
Май
3
4
1
«Лето»
«Здравствуй лето
золотое»
(фрукты-ягоды,
насекомые)
Май
2
«Летние чудеса»
Май
3
Развлечение «Праздник воды»
«Летние виды спорта»
Май
4
Летний спортивный праздник
«Веселые старты»
(с участием родителей)
Праздник, посвященный дню Победы
Выставка художественного творчества «Салют Победы»
Выставка детского творчества «Здравствуй лето красное»
Создание фотоальбома «В чем мы ходим летом?» (изображения
детей в летней одежде)
Пополнение кукольного гардероба для дидактического
пособия «Оденем куклу на прогулку»
Тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы (5-6 лет)
Тематический
блок
«День знаний»
Тема недели
«Мы будущие
Период
01-02
Итоговое мероприятие
Изготовление подарков для первоклассников.
28
(тематический
день)
«Детский сад»
школьники»
«Любимый детский сад»
«Кто встречает нас в
детском саду»
«Моя семья»
Посещение линейки в школе, посвященной «Дню знаний»
Экскурсия в школу
Мини-проект «Наш любимый детский сад»
Создание книги о детском саде, сборник фотографий, рисунков,
песен, стихов и т.д.
сентябрь
сентябрь
1
2
Сентябрь
3
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
«Природа на планете
Земля»
Сентябрь
4
«Труд людей осенью»
Октябрь
1
Совместная работа с родителями
«Макет экосистемы родного края»
Фотоколлаж на тему «Осень в лесу (парке, у водоема)
Создание книжки-малышки «Это должен знать каждый»
(изображения грибов съедобных и несъедобных с
опознавательными знаками)
Создание книжки-малышки «Витаминная корзинка»
(изображения фруктов и овощей с указанием витамина А, В, С
т.д.)
«Осенняя пора»
Октябрь
2
Изготовление гербария.
Выставка детского творчества
«Осенняя фантазия»
(экибаны, поделки из природного материала)
Осенний праздник
«Я и моя семья»
Октябрь
3
«Мой дом – моя
крепость»
Октябрь
4
Составление генеалогического древа
(совместная работа с родителями)
Фотовыставка «Я и моя семья» (семейные фотографии)
Спортивный конкурс семейных команд «Мы – будущие
олимпийцы»
Совместная работа с родителями.
Создание мини-музея
«История предмета» (старинная посуда, бытовые приборы и их
заместители)
«Зеленое чудо» Конкурс на лучшее комнатное растение,
Мониторинг
«Осень»
сентября
29
«Мой город,
«Мой город»
моя страна, моя
планета»
«Россия – наша Родина»
(Путешествие по России)
Октябрь
5
Ноябрь
1
«Государственные
символы России»
Ноябрь
2
«На чем отправимся в
путешествие?»
«Азбука безопасности»
Ноябрь
3
Ноябрь
4
«Наконец пришла зима»
Декабрь
1
«Зимовье зверей»
Декабрь
2
«Что такое праздник?»
Декабрь
3
«Подарки к новому году»
Декабрь
4
«Зима»
«Зимние забавы»
Январь
Январь
1
2
Январь
3
«Народная
культура и
традиции»
«Зимние чудеса»
(свойства льда)
«Декоративноприкладное искусство»
«Русская изба»
Январь
4
Февраль
1
«Транспорт»
«Неделя
безопасности»
(тематические
дни)
«Зима»
«Новый год»
выращенное родителями
Фотовыставка.
«Мой домашний питомец»
Фотовыставка «Профессия родителей»
Праздник «День народного единства»
Совместная работа с родителями
«История России» (конкурс творческих работ)
Совместная работа с родителями. Выставка «Герб семьи»
Создание книги энциклопедии
«Едем, плаваем, летаем»
Составление буклета «Несложные правила безопасности для
взрослых и детей»
Тематическое развлечение
«Это должен знать каждый»
Выставка детского творчества.
Совместная работа с родителями:
Акция "Накорми птиц зимой" (изготовление кормушек для птиц)
Совместная работа с родителями:
«Украсим группу к празднику»
Конкурс по праздничному оформлению, группового помещения.
Совместная работа с родителями
Конкурс игрушек на уличную елку.
Создание мини-музея «История новогодней игрушки»
Новогодний утренник
Развлечение «Святки-колядки»
Создание картотеки «Зимние виды спорта»
«Зимняя олимпиада»
Выставка народного творчества
Создание мини-музея русского быта, народной утвари.
Фольклорный праздник
«Вместе в музей»
Посещение краеведческого музея (выставка народного
30
«Наша армия»
Февраль
2
«Будущие защитники
Родины»
«Праздник бабушек и
мам»
«Подарки к празднику»
«К нам весна шагает
быстрыми шагами»
«Вот бежит ручьем вода,
нет ни снега, нет и льда»
Февраль
3
искусства)
Работа с родителями
Фотовыставка «Мой папа – солдат»
Конкурс «Военная техника» (объемное конструирование их
подручного материала)
Праздник «День защитника Отечества»
Февраль
4
Выставка рисунков: «Вот какая мама»
Март
Март
1
2
«Мамин праздник»
Выставка детского творчества, посвященная весне.
Март
3
Всемирный день водных ресурсов
«Неделя
театра»
«Неделя театра»
Март
4
«Неделя
здоровья»
«Я и мое здоровье»
Март
5
Подготовка и показ спектакля во время проведения
театрального фестиваля.
Привлечение родителей к подготовке атрибутов и костюмов.
Спортивный праздник
Совместная работа с родителями.
Фотовыставка «Моя спортивная семья»
Коллективная работа – коллаж «Мой режим дня»
«Труд людей в природе
весной»
«Космос»
Апрель
1
«Сделаем сад красивее» ( посадка семян, клубней цветов)
Апрель
2
Развлечение, посвященное дню космонавтики
«День
защитника
Отечества»
«Международн
ый женский
день 8 марта»
«Весна»
Тематические
дни:
1«Я и мое
тело»
2«Гигиена и
здоровье»
3«Здоровая
пища»
4«Режим дня»
5«Физкультура
и здоровье»
«Мы бережем
природу»
«Моя планета»
31
Мониторинг
Апрель
Работа с родителями
Конкурс «Космический корабль будущего» (объемное
конструирование их подручного материала)
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
«День Победы»
«Мы помним этот день»
Май
3
4
1
«Здравствуй,
лето золотое!»
«Здравствуй, лето
золотое!»
(фрукты - ягоды-грибы)
«Здравствуй, лето
золотое!»
(насекомые)
«Путешествие в жаркие
страны»
Май
2
Май
3
Коллаж «Летний луг»
Май
4
Летний спортивный праздник
Тематическое
Тематический
блок
«День знаний»
планирование образовательной работы с детьми подготовительной к школе группе
(6-7 лет)
Тема недели
Период
Итоговое мероприятие
«Скоро в школу»
Сентябрь
1
«Откуда книга пришла»
Сентябрь
2
Посещение линейки в школе, посвященной «Дню знаний»
Экскурсия в школу
Начать работу по созданию альбома «Права ребенка»
Изготовление подарков для первоклассников.
Экскурсия в библиотеку и типографию.
сентябрь
3
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
сентябрь
4
Совместная работа с родителями
«Макет экосистемы родного края»
Фотоколлаж на тему «Осень в лесу (парке, у водоема)
Создание картотеки экологических знаков «Правила поведения в
природе»
Мониторинг
«Осень»
Праздник «День Победы»
Создание мини музея «Семейные реликвии времен войны»
Создание картотеки знаков «Правила безопасного поведения на
природе и в городе»
«Природа на планете
Земля»
32
«Моя семья»
«Труд людей осенью»
Октябрь
1
Проект «Откуда хлеб пришел»
Создание буклета «Витаминная корзинка» (изображения
фруктов и овощей с указанием витамина А, В, С т.д.)
«Осенняя пора – очей
очарованье»
Октябрь
2
«Мой дом, моя семья»
Октябрь
3
Октябрь
4
Октябрь
5
«Государственные
символы России»
Ноябрь
1
Изготовление гербария.
Выставка детского творчества
«Осенняя фантазия» (экибаны, поделки из природного
материала)
Осенний праздник
Совместная работа с родителями «Генеалогическое древо»
Продолжать работу по созданию альбома «Права ребенка»
Фотовыставка «Я и моя семья» (семейные фотографии)
Совместная работа с родителями.
Создание мини-музея
«История предмета» (старинная посуда, бытовые приборы и их
заместители)
Конкурс на лучшее изготовление бытовых приборов из
подручных средств.
Фотовыставка «Профессия родителей»
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Праздник «День народного единства»
Совместная работа с родителями
«История России» (конкурс творческих работ)
Совместная работа с родителями.
Выставка «Герб семьи»
«Земля – наш общий
дом»
«На чем отправимся в
путешествие?»
«Азбука безопасности»
Ноябрь
2
Заключительное оформление альбома «Права ребенка»
Ноябрь
3
Создание книги-энциклопедии «Едем, плаваем, летаем»
Ноябрь
4
«Наконец пришла зима»
«Зима на планете Земля»
Декабрь
Декабрь
1
2
Составление буклета «Несложные правила безопасности для
взрослых и детей»
Тематическое развлечение
«Это должен знать каждый»
Акция "Накорми птиц зимой" (изготовление кормушек для птиц)
Создание макета
«Мой город,
«Родной край»
моя страна, моя
планета»
«Россия – наша Родина»
«Транспорт»
«Неделя
безопасности»
(тематические
дни)
«Зима»
33
«Новый год»
«Северный ландшафт»
Совместная работа с родителями:
«Украсим группу к празднику»
Конкурс по праздничному оформлению, группового помещения.
Совместная работа с родителями
Конкурс игрушек на уличную елку
Создание мини-музея «История новогодней игрушки»
Новогодний утренник
«Что такое праздник?»
Декабрь
3
«Подарки к новому году»
Декабрь
4
«Зима»
«Зимние забавы»
Январь
Январь
1
2
Январь
3
«Народная
культура и
традиции»
«Зимние чудеса»
(свойства льда)
«Декоративноприкладное искусство»
«Русская изба»
Январь
4
Февраль
1
«Наша армия»
Февраль
2
«Будущие защитники
Родины»
«Праздник бабушек и
мам»
«Подарки к празднику»
«К нам весна шагает
быстрыми шагами»
«Вот бежит ручьем вода,
нет ни снега, нет и льда»
«Мы – будущие артисты»
Февраль
3
Выставка народного творчества
Создание мини-музея русского быта, народной утвари
Фольклорный праздник «Вместе в музей»
Посещение краеведческого музея (выставка народного
искусства)
Работа с родителями
Фотовыставка «Мой папа – солдат»
Конкурс «Военная техника» (объемное конструирование их
подручного материала)
Праздник «День защитника Отечества»
Февраль
4
Выставка рисунков: «Вот какая мама»
Март
Март
1
2
«Мамин праздник»
Выставка детского творчества, посвященная весне.
Март
3
Всемирный день водных ресурсов
Март
4
«Я и мое здоровье»
Апрель
1
Подготовка и показ спектакля
Привлечение родителей к подготовке атрибутов и костюмов к
спектаклю.
Развлечение
Фотовыставка «Моя спортивная семья»
Работа с родителями. Выставка «Мой режим дня»
«День
защитника
Отечества»
«Международн
ый женский
день 8 марта»
«Весна»
«Неделя
театра»
«Неделя
здоровья»
Развлечение «Святки-колядки»
Создание картотеки «Зимние виды спорта»
«Зимняя олимпиада»
34
Тематические
дни:
1«Я и мое
тело»
2«Гигиена и
здоровье»
3«Здоровая
пища»
4«Режим дня»
5«Физкультура
и здоровье»
«Моя планета»
«Космос»
Мониторинг
«День Победы»
«Мы помним этот день»
«Лето»
«Здравствуй, лето
золотое!»
(тематические дни)
«Скоро в школу»
«Что умеют будущие
первоклассники»
«До свиданья
детский сад,
здравствуй
школа»
Апрель
2
Апрель
3
4
1
Май
2
Май
Май
3
4
Развлечение, посвященное дню космонавтики
Работа с родителями
Конкурс «Космический корабль будущего» (объемное
конструирование их подручного материала)
Разработка индивидуального маршрута развития ребенка
Праздник «День Победы»
Создание мини музея «Семейные реликвии времен войны»
Создание картотеки знаков «Правила безопасного поведения на
природе и в городе»
Выпускной бал
35
36