Содержание I. Общая информация об ОУ. II. Раздел 1 «Целевой». 1. Пояснительная записка: - Цели и задачи Программы; - Принципы построения Программы; - Возрастные особенности воспитанников. 2. Планируемые результаты реализации Программы. III.Раздел 2 «Содержательный». 1. Содержание обязательной части Программы: - Основные образовательные области, реализуемые в Программе; - Формы реализации Программы; - Виды образовательной деятельности; - Способы поддержки детской инициативы; - Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 2. Содержание вариативной части Программы. 1. Материально-техническое обеспечение 2. Режим пребывания детей в МБДОУ 3. Предметно-пространственная развивающая среда 4. Интеграция образовательных областей 5. Формы работы с детьми 6. Список методических пособий к Программе V. Раздел 4. «Дополнение». 1. Краткая презентация Программы I. Информация о МБДОУ № 11 Полное наименование, сокращенное: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 г. Азова; МБДОУ № 11 г. Азова Юридический адрес:346282, город Азов, ул. Привокзальная, 35 Фактический адрес: 346282, город Азов, ул. Привокзальная, 35 Тел/ факс: 8 (86342) 4-06-00 Электронная почта: e-mail: mbdoy11azov@mail/ru Адрес официального сайта: http://11azov.tvoysadik.ru/ МБДОУ функционирует с 1960 года Проектная мощность: 75 человек Фактическая наполняемость: 104 человека Продолжительность пребывания детей в МБДОУ: 12 часов Режим работы МБДОУ: 6.30 -18.30 Структурные единицы МБДОУ: Общеразвивающие группы раннего возраста – 1 группа Общеразвивающие группы– 3 группы Раздел 1 «Целевой» 1. Пояснительная записка «Образовательная программа МБДОУ № 11 г. Азова» (далее - Программа), разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 11 г. Азова: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), 3. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373) 4. Конвенция ООН о правах ребѐнка, 5. Конституция Российской Федерации, 5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" 6. Лицензия на осуществление образовательной деятельности. 7. Устав МБДОУ № 11 г. Азова. Цели и задачи Программы. Основная цель Программы: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Программа направлена на решение следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого воспитанника в период дошкольного детства независимо пола, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования основным образовательным программам начального общего образования; создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребѐнка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды,соответствующей возрастным, индивидуальным, особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей). Принципы построения Программы: 1) полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства, амплификация детского развития; 2) индивидуализация дошкольного образования; 3) сотрудничество детей и взрослых, ребенок - субъект образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьѐй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, Донского края, российского общества и государства; 7) возрастная адекватность дошкольного образования. Возрастные особенности воспитанников В возрасте 2-3 лет жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление. В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит название форм ( кирпичик, шарик, «крыша»- призма), одновременно воспринимая их уточняет физические качества. При правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.) строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы и атрибуты к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию м показа взрослого. Из отдельных действий складываются цепочки, и малыш учится доводить предметные действия до результата. В действиях с сюжетными игрушками дети переносят разученное действие с одной игрушки на другую (с куклы на зайца. Воспроизведя 2-3 действия, они ориентируются на то, как это бывает в жизни. К концу второго года жизни в игровых действиях детей отражается уже привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее укладывают спать. На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Дети усваивают название предметов, действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Дети усваивают название предметов, действий обозначения некоторых качеств и состояний. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность общения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке. Активный словарь на протяжении года увеличивается не равномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1года 8 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия, а также предлоги. Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонематическом отношении. После полутора лет ребенок чаще воспроизводит контур слова. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года используются трех, четырехсловных предложения. Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. В конце второго года жизни активный словарь ребенка состоит из 200-300 слов. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности , аккуратности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимоотношения. Дети играют друг с другом самостоятельно (по двое –трое) в разученные раннее при помощи взрослого игры. Взаимоотношения детей возникают, как правило, предметно-игровой деятельности в режимных процессах. На втором году жизни возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях. Возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, также он усваивает правила поведения в группе. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурновыработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объект, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение слушать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. В сюжетно-ролевых играх дети 6-7 лет начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например: свадьбу, рождение ребенка, болезнь, труд и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупательшофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественнотворческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. они в Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. 2. Планируемые результаты реализации Программы. Образовательная Программа базируется на основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» (Под редакцией Вераксы) и соотносится с итоговыми результатами освоения Программы, которые изложены в отдельном разделе программы «От рождения до школы», в которой имеются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. На этапе младенческом и раннего возраста: Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. На этапе дошкольного детства с 3 лет до 7 лет ребенок: выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; владеет основными культурными способами деятельности; активно действует со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх договаривается, учитывая интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; развитое воображение, реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет устной речью, выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, строит высказывания в ситуации общения; выделяет звуки в словах; подвижен, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими; развита мелкая и крупная моторика; следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены; способен к волевым усилиям; любознателен, задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет интерес к причинно-следственным связям, самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдает, экспериментирует; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; самостоятельно способен принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Раздел 2 «Содержательный» 1.Содержание обязательной части Содержание обязательной части (60%) Программы базируется на основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), которая обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Основные образовательные области, реализуемые в Программе Программа реализуется через следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Данная образовательная область базируется на реализации авторских методических разработок О.В.Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением», К.Ю.Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Данная образовательная область базируется на реализации авторских методических разработок И.А.Помораевой, В.А.Позиной «Формирование элементарных математических представлений»; О.В.Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; О.А.Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду». Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое развитие базируется на реализации авторской методической разработки В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду» Художественноэстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Художественно-эстетическое развитие базируется на реализации Учебно-методических пособий Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»; Л.В.Куцаковой «Конструирование из природного материала», «Конструирование и ручной труд в детском саду»; в области музыкального развития К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко «Гармония». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физическое развитие базируется на реализации учебно-методических пособий Л.И.Пензулаевой «Физическая культура в детском саду», «Физкультурные занятия на прогулке»; Э.Я.Степаненковой «Сборник подвижных игр». Формы реализации Программы Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста и характеризует формы организации образовательного процесса. Образовательные задачи решаются через: 1) организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды; 2) продуктивный характер взаимодействия со взрослыми; 3) установление позитивного взаимодействия с другими детьми; 4) развитие системы отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Виды образовательной деятельности Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и др. В раннем возрасте (до 3 лет) основными видами образовательной деятельности являются: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность. для детей дошкольного возраста (с 3 лет до достижения школьного возраста) основным является ряд видов деятельности: игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка. НОД (занятия: формирование элементарных математических представлений, развитие речи, изо: лепка, аппликация, рисование, конструирование; музыкальные, физкультурные в помещении и на воздухе, ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с природой в детском саду). Способы поддержки детской инициативы В рамках Программы широко используется совместная деятельности взрослых и детей и проектная деятельность детей, оказывающая положительное влияние на развитие дошкольника. В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов: ребенок исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В проектах развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. В работе с дошкольниками используются три основных вида проектной деятельности: Творческие проекты - создание нового творческого продукта который осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта; Исследовательские проекты – проекты, носящие индивидуальный характер и способствующие вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Позиция педагога состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников В МБДОУ используются традиционные формы работы с родителями: консультации, беседы, выставки, дни открытых дверей и др. Специфика современной жизни требует внедрение информационнокоммуникационных технологий во взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с родителями активно используются мультимедийные средства; ведется размещение информации на сайте ДОУ, где можно прослеживать все события и новости. Содержание вариативной части Программы В содержательный компонент вариативной части (40%) программы включены следующие парциальные общеразвивающие программы дошкольного образования: «Я - Ты – Мы» О.Л.Князевой. Программа снабжена организационно-методическими рекомендациями по реализации программы, примерным тематическим планом занятий, а также вариативными сценариями занятий с детьми 3-7 лет. В данном пособии показана связь социального и эмоционального развития; роль социальных навыков для умения ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации. В вариативную часть включены тренинговые программы С.В. Крюковой, которые используются как единый комплекс. Первая программа «Давайте жить дружно!» (ее цель помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создать у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков). Вторая программа: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой программы. Работа по программе начинается после завершения адаптации детей к учреждению и направлена на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Программа И.А. Лыковой направлена на формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста. Программа «Дружные ребята» Р.С. Буре, реализует социально-личностное развитие ребенка, начиная с раннего возраста. Направлена на воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Имеет цель: создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка; обеспечение достаточно полного удовлетворения потребностей каждого ребенка в общении с воспитателем; оказание помощи в преодолении ребенком ситуаций эмоционального дискомфорта, причинами которых могут быть отсутствие успеха в деятельности, оплошность, разлад во взаимоотношениях со сверстниками; использование «невербального» педагогического позволяющего взрослому передавать свое отношение к ребенку, выражать общения, внимание к его состоянию. Центральная, системообразующая роль в содержании образования отводится образовательной области, обеспечивающей социально-коммуникативное развитие воспитанников. Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в этнокультурной среде и в обществе, на развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками; на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, на поло ролевое воспитание, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МБДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Раздел 3. «Организационный» Материально-техническое обеспечение Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания детально представлено в программе «От рождения до школы». Кроме этого, режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и организации развивающей предметно-пространственной среды, представленные в программе, повышают степень ее технологичности В детском саду созданы условия для решения задач художественно – эстетического цикла, это оригинально оформленный музыкальный зал, который оснащен необходимым музыкальным, дидактическим и методическим материалом. В группах имеются специально оборудованные зоны для организации различных видов физкультурной деятельности, где находится разнообразное, мобильное оборудование, необходимое для проведение занятий. В МБДОУ осуществлен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети - интернет, административные компьютеры, ноутбуки в пользовании специалистов; проектор и экран, домашний кинотеатр, ж/к цветной телевизор, магнитофон. В работе с воспитанниками активно используются электронные образовательные ресурсы. Режим дня Режим скорректирован с учетом работы МБДОУ № 11, особенностей климата, времени года, длительности светового дня и т.п. Эмоциональный комфорт, состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности ребенка дошкольника, выражается в бодром настроении, хорошем самочувствии и его активности. В детском саду соблюдаются традиции: ежедневные - утреннее приветствие, «сундучок желаний», «добрые дела»; еженедельные - «мешочки с сюрпризами», «веселые пятницы»; ежемесячные - музыкальные и спортивные развлечения; Ежегодные - в начале апреля совместно с родителями и детьми отмечать «День первоцвета»; проводить акции «Разноцветная клумба», «День древонасаждений», Осенние выставки поделок детей совместно с родителями «Очей очарование», «Театральная гостиная», «Познавательные походы» и др. В течение года проводятся совместные праздники и развлечения с детьми, родителями и педагогами: в осенний период: - День знаний «Знать дошкольники должны – им строить будущее страны» - Развлечение по пожарной безопасности «Эта игра не доводит до добра» - Тематическое развлечение «Труд кормит, а лень портит» - Концерт ко дню пожилых людей «День добра и уваженья» - Физкультурный досуг «Веселый огород» - Тематический концерт «Осенины» - Путешествие по королевству «Будь здоров» - Концерт «День матери» - Физкультурные соревнования «Веселые эстафеты» в зимний период - Развлечение «Правила хорошего поведения» - Праздник «Здравствуй, Новый год» - Спортивное развлечение «Эх, хороша, Зимушка-зима» - Выставка новогодних поделок - Фольклорный праздник «Святки» - Зимние посиделки «Рождество – народные традиции» - «Заюшкина избушка» - показ настольного театра - Кукольный театр «Капризка» - Спортивное развлечение «Мы как только подрастем – в армию служить пойдем» (с участием пап) - Развлечение «Масленица широкая» - Спортивное мероприятие «Крепкая семья – крепкая Россия» в весенний период: - Праздничный концерт: «Мама – солнышко мое» - Тематическое развлечение «Праздник птиц» - Музыкально-ритмическая разминка «На топтобусе» - Экологическая сказка «Что такое мать-природа» - Драматизация сказки «Лубяная избушка» - Юмористический праздник «1 апреля» - Музыкально-валеологическое развлечение «Приключение в Здравгороде» - Тематическое развлечение ко дню космонавтики «Полет на луну» - День детской книги по произведениям В.Д. Берестова - Утренник «День победы» - Музыкальный досуг «Это розовое слово – «Привет!» » - Сдоровье-сбережение. Музыкальная композиция «Баба Яга» - Утренник «Выпуск в школу» в летний период: - Праздник «День защиты детей» - Праздник летних дождей - Тематическое развлечение «День России» - Драматизация сказки «Лесная аптека» - Праздник «День семьи, любви и верности» - Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир» - Физкультурное развлечение «Праздник мыльных пузырей» - физкультурные досуги «Цветные дорожки», - « Паровозик из Ромашкино» - Спортивный праздник «Веселые старты» - Викторина по правилам дорожного движения - Праздник «День Нептуна» Предметно-пространственная развивающая среда Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает минимальный, базовый и расширенный уровень предметной среды для каждой возрастной группы. Предусмотрено выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда — это внутреннее оформление помещений. Макросреда — это ближайшее окружение детского сада (участок, жилые дома, библиотека, СОШ № 13, Железнодорожный вокзал). Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также территории, прилегающей к детскому саду и находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы. Наличие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения, совместной игры детей и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметнопространственная среда обеспечивает: учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе ТСО), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, например, мобильный набор материалов для детского экспериментирования, наблюдения; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, для которых используется все групповое и внегрупповое пространство; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением, материал доступен, стимулирует развитие самостоятельности детей, возможность самовыражения различными средствами специфических видов детской деятельности: изо уголки, музыкальные и др. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды за счет мягких модулей, ширм в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей: в старших группах – многофункциональные игровые модули, в младшей – игровая мебель, соответствующая росту детей. Полифункциональность материалов дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, используется в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре: шишки, желуди, катушки и др.). Вариативность среды обеспечивается наличием в группе различных дидактических, строительных материалов, конструкторов из различных материалов, размеров, форм, различных пространств (для совместной игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразием материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, ежемесячное включение новых материалов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды обеспечивает доступность игрового материала, оборудования для воспитанников во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (сертификация, соответствие требованиям СанПин 2.4.1.3049-13). Оборудование помещений дошкольного учреждения отвечает требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетически привлекательно, обеспечивает высокий развивающий уровень. Мебель соответствовать росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для определенного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон ( игровые уголки, книжные, шитья и вышивания, театральные, музыкальные, строительные и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве таких центров развития используются: • уголок для ролевых игр; • книжный уголок; • зона для настольно-печатных игр; • выставка (детского рисунка, детского творчества); • уголок наблюдений за природой, игр с песком, водой и др.; • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом); • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспеченная оборудованием, побуждающим к двигательной деятельности (мячи, обручи, скакалки и др.). Оборудование, стимулирующее двигательную активность, меняется несколько раз в день. Интеграция образовательных областей Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса, который направлен на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; Интеграция содержания указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте (2 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и вещества- ми (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Формы работы с детьми В соответствие с Программой педагогический процесс осуществляется в условиях полного дня. Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на: • непосредственно образовательную деятельность (НОД), (далее по тексту — занятия); • совместную деятельность взрослых и детей; • самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения на данном этапе, этнокультурных особенностей донского региона, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера. В практике используются разнообразные формы работы с детьми: • игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера; • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социальнонравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми; • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные, наблюдения; • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования; • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование; • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративноприкладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы; • викторины, сочинение загадок; • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера; • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности; • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям; • слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; • подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов; • пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен; • танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы; • физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на тeмы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений. Методическое обеспечение программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Издан полный методический комплект необходимых пособий, В работе используются пособия из приведенного ниже списка. Образовательная область «Физическое развитие» Методические пособия Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2015 Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2015 Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная. — М.: Мозаика-Синтез, 2015 Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр (для занятий с детьми 2-7 лет). — М.: Мозаика-Синтез, 2015 Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду ( для занятия с детьми 27 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика (комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет) Мозаика-Синтез, 2015 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Методические пособия Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа для занятий с детьми 3-4 лет Мозаика-Синтез, 2015 Гу6анова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа для занятий с детьми 4-5 лет Мозаика-Синтез, 2014 Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками для занятий с детьми 4-7 лет. Мозаика-Синтез, 2015 Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2015. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2014 Белая К.Ю. Формирование основ безопасности дошкольников для занятий с детьми 2-7 лет Мозаика-Синтез, 2015 Саулина Т.Ф Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения Для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез, 2015 Образовательная область «Речевое развитие» Методические пособия Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа для занятий с детьми 3-4 лет Мозаика-Синтез, 2015. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа для занятий с детьми 4-5 лет Мозаика-Синтез, 2015. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа для занятий с детьми 5-6 лет Мозаика-Синтез, 2015. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду Подготовительной к школе группа Для занятий сдетьми 67 лет Мозаика-Синтез, 2015. Рабочие тетради Младшая группа Денисова Д. Развитие речи у малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2011 Денисова Д. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2011 Денисова Д. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. Средняя группа Денисова Д. Развитие речи у малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. Старшая группа Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Прописи для дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2011. Подготовительная к школе группа Денисова Д. Развитие речи у дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Прописи для дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2011. Образовательная область «Познавательное развитие» Продуктивная (конструктивная) деятельность Методические пособия Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала Средняя группа для занятий с детьми 4-5 лет Мозаика-Синтез, 2014. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала Старшая группа для занятий с детьми 5-6 лет Мозаика-Синтез, 2015. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала Подготовительная к школе группа для занятий с детьми 6-7 лет.М.; Мозаика-Синтез, 2014. Веракса Н. Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет Мозаика-Синтез, 2015. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром для занятий с детьми 4-7 лет Мозаика-Синтез, 2015 Формирование элементарных математических представлений Методические пособия Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений младшая группа Для занятий с детьми 3-4 лет Мозаика - синтез, 2015. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений средняя группа Для занятий с детьми 4-5 лет Мозаика - синтез, 2015. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений Старшая группа для занятий с детьми 5-6 лет Мозаика-Синтез, 2015. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений Старшая группа для занятий с детьми 6-7 лет Мозаика-Синтез, 2015. Рабочие тетради Денисова Д. Математика для малышей. Младшая группа. Мозаика-Синтез, 2011 Денисова Д. Математика для малышей. Средняя группа.— М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. Денисова Д. Математика для дошкольников. Старшая группа. Мозаика-Синтез, 2011. Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010. Формирование целостной картины мира Методические пособия Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением Младшая группа для занятий с детьми 3-4 лет М.; Мозаика-Синтез, 2015. Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением Средняя группа для занятий с детьми 4-5 лет М.; Мозаика-Синтез, 2015. Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением Старшая группа для занятий с детьми 5-6 лет М.; Мозаика-Синтез, 2015. Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением Старшая группа для занятий с детьми 6-7 лет М.; Мозаика-Синтез, 2015. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду Младшая группа для занятий с детьми 3-4 лет Мозаика-Синтез, 2015. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду Старшая группа для занятий с детьми 5-6 лет Мозаика-Синтез, 2015. Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках» (предметный мир) Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Музыкальные инструменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Посуда. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Спортивный инвентарь. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Школьные принадлежности. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. День Победы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Серия «Мир в картинках» (мир природы) Арктика и Антарктика. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Высоко в горах. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010. Домашние животные. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010. Цветы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Серия «Рассказы по картинкам» Зима. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Весна. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Профессии. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Методические пособия Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду Младшая группа для занятий с детьми 3-4 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа для занятий с детьми 4-5 лет Мозаика-Синтез, 2015 Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа для занятий с детьми 5-6 лет Мозаика-Синтез, 2015 Комарова Т. С. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная к школе группа для занятий с детьми 6-7 лет Мозаика-Синтез, 2015 Наглядно-дидактические пособия Серия «Мир в картинках» Городецкая роспись по дереву. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Дымковская игрушка. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Хохлома, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. Гжель. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. IV Раздел 4 «Дополнение» Краткая презентация Программы В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Азова «Детский сад № 11» получают образование дети с 2 лет до 7 лет. В МБДОУ реализуются следующие Программы: Обязательная программа: общеобразовательная программа «От рождения до школы» (Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), которая обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Вариативные программы: «Я - Ты – Мы» О.Л.Князевой. Программа снабжена организационнометодическими рекомендациями по реализации программы, примерным тематическим планом занятий, а также вариативными сценариями занятий с детьми 3-7 лет. Тренинговые программы С.В. Крюковой, которые используются как единый комплекс. «Давайте жить дружно!» (ее цель помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, создать у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков). «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой программы. Работа по программе начинается после завершения адаптации детей к учреждению и направлена на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Программа «Дружные ребята» Р.С. Буре, реализует социально-личностное развитие ребенка, начиная с раннего возраста. Направлена на воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Для организации образовательной деятельности по направлению «Музыкальная деятельность» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в содержательный компонент вариативной части Программы включена парциальная прграмма……… В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в детстве. Программа включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкальные игрыдраматизации. С целью реализации Образовательной программы МБДОУ № 11 используются различные формы и виды образовательной деятельности, в рамках программы широко используется проектная деятельность, позволяющая расширить знания детей об окружающем мире, приобрести необходимые социальные навыки, умения публично излагать свои мысли. Педагоги детского сада активно взаимодействуют с семьями воспитанников, используя различные формы работы: консультации, беседы, дни открытых дверей, а также современные информационно-коммуникационные технологии. Предусмотрены в программе изменения в соответствии со временем года (режим дня в холодный, теплый период года, сезонные праздники и спортивные развлечения и др.). Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, а также территории детского сада приспособленной для реализации Программы, соответствует особенностям каждого возрастного этапа, охране и укреплению здоровья детей, учету особенностей и коррекции недостатков их развития.