подготовка к чтению

1

Содержание
1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи реализации Программы

3

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

4

1.5. Планируемые результаты освоения программы

6

2. Содержательный раздел

8

2.1. Описание образовательной деятельности

8

2.2. Вариативные форм, способов, методов и средств реализации программы

16

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

17

3. Организационный раздел

19

3.1. Материально-техническое обеспечение методическими материалами и 19
средствами обучения и воспитания. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема готовности ребенка к школе очень
актуальна в
настоящее время.
Исследованиями доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (методами,
адекватными возрастным особенностям ребенка), тем она эффективнее. Старший дошкольный
возраст связан с изменением психологической позиции детей. Как правило, к концу старшего
возраста дети выражают желание пойти в школу, «быть школьником», что является лишь
внешним мотивом. Однако развитие умственной активности, любознательности, познавательного
интереса являются предпосылками возникновения подлинной мотивации, значимой для
подготовки ребенка к школе. И многие дети в этом возрасте (как и их родители) хотят научиться
читать.
Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция
к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное
основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной
школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка,
умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно
обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного
образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому
создание дополнительной образовательной программы для детей 5–7 лет в дошкольном
учреждении является актуальной. Программа составлена в соответствии с: Законом Российской
Федерации «Об образовании»; Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность
сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо
разное время для овладения навыком чтения. В процессе обучения чтению необходим
индивидуальный подход.
Желательно, чтобы к моменту чтения слогов и слов с изучаемыми буквами, ребенок уже
мог правильно произносить эти звуки. Поэтому в настоящую программу включены элементы
логопедических упражнений, направленных на совершенствование артикуляционной моторики, а
также изучение букв расположено в определенном порядке: сначала ребенок знакомится с теми из
них, которые обозначают простые для произнесения звуки, а потом изучает буквы, обозначающие
звуки, в произношении которых наиболее часто встречаются нарушения.
Нарушения в речи и несформированность фонематических процессов влекут за собой
грубые ошибки на письме. Поэтому акцент ставится на совершенствовании у детей
фонематического восприятия и слуха, звукобуквенного анализа, необходимых для успешного
обучения чтению и письму в начальной школе. В процессе обучения чтению по данной программе
у детей формируется умение анализировать звуковой состав слов, давать качественную
характеристику каждому звуку, понятия «ударение», «предложение». Дети овладевают слоговым
и слитным способом чтения, что обеспечивает плавность и правильность процесса чтения.
Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош
по-своему. Но при этом важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть
согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых,
необходимое использование игровых приемов, не утомляющих детей.
Учитывая изложенные выше психологические особенности детей дошкольного возраста и
теоретические положения, были разработаны система и содержание курса занятий по обучению
детей чтению.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы –
формирование запаса знаний, умений, навыков, создающих
предпосылки для успешного перехода к следующему этапу обучения – чтению и письму в школе.
Задачи программы:
3

- обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний –
чтению.
- формирование фонематических, графических умений и навыков у дошкольников;
- формирование у детей мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация);
- формирование умения понимать учебную задачу, планировать ее решение и выполнять
самостоятельно;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, дикции, зрительно – двигательной
координации.
Задачи обучения 5-6 лет:
- подготовить к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития
познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
- учить буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек,
кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из
колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.
- запоминать слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слоговслияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:
многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим
называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога
Задачи обучения 6-7 лет:
- читать слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества
слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.
- сформировать навык от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать
ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.
- читать короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления
прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в
тексте событий.
- учить различать знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но
и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав
предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи
описываемых событий.
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учетом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к
сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного
материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их
достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром,
развитием речи.)
1.4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Обучение по программе проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
4

реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни
роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут
возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять
основные части предполагаемой постройки
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов;
систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки,
но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию —
до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для
дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать
несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта,
указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные
решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые
возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также
представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о
развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления
о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста
способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые
отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при
условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический
слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не
только главное, но и детали.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение
обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные особенности детей 6 -7 лет
5

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление,
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить
различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к
стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением
форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
В пользу обучения чтению в дошкольный период можно привести тот аргумент, что этот
возраст считается периодом «языковой одарѐнности», так как в этом возрасте наблюдается
повышенная чувствительность и интерес детей к чтению, к буквам, который часто угасает,
будучи не реализованным.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква», слог, слово, предложение.;
- буквы русского алфавита;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова из 3-4-х звуков;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- плавно читать простые по звукобуквенному составу слова, слоги, осознанно читать слова и
предложения;
-замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами
словообразования;
- иметь представление о классификации звуков(гласный–согласный, твердый–мягкий, звонкий–
глухой).
К концу обучения дети 5-6 лет должны уметь:
 - читать слоги:
 - сочетание двух гласных;
 - сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
 - сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
 - односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
 - двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
 - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;
 - понимать прочитанное.
К концу обучения дети 6-7 лет должны уметь:
 - читать односложные слова со стечением согласных;
 - простое двусоставное предложение без предлога;
6





- простое предложение с предлогом;
- доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);
- отвечать на вопросы, понимать и пересказывать прочитанное;

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
7

2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для занятий с детьми с 5 до 7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.
Количество занятий в год:
 1 год обучения– 60,
 2 год обучения – 60.
Длительность занятия:
 для детей 5-6 лет – 25 минут.
 для детей 6-7 лет – 30 минут.
1 год обучения:
1.Чтение слогов.
2.Чтение слов(1-2сложных).
3.Чтение предложений.
4.Звуковой анализ.
5.Деление слов на слоги.
6.Составление слов по кубикам.
7.Составление предложений по картине.
2 год обучения:
1.Чтение слов.
2.Чтение предложения
3.Чтение текста.
4.Звуковой анализ.
5.Деление слов на слоги.
6.Ударение.
7.Составление предложений по кубикам.
8.Знаки препинания в конце предложения.
9.Пересказ текста.
10.Составление рассказа по серии картинок.
Учебный план
1 год обучения
№
Наименование темы (раздел)
1.
Устная и письменная речь
2.
Предложение. Слово. Слог.
3.
Буквы и звуки.
ИТОГО:

Количество часов
1
1
58
60ч.

2 год оьучения
№
Наименование темы (раздел)
1.
Устная и письменная речь
2.
Предложение. Слово. Слог.
3.
Буквы и звуки.
ИТОГО:

Количество часов
1
1
58
60ч.

Для усвоения многих правил орфографии требуется сформированность фонематического
компонента языковой способности (умения дифференцировать: гласные–согласные, твердые–
мягкие и звонкие–глухие согласные фонемы, безударные и ударные гласные).

8

Поэтому в системе данного курса достаточно много времени уделяется для усвоения
детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый
согласный, звонкий согласный, глухой согласный.
Учитывая постепенность усложнения,эти понятия усваиваются в определенной
последовательности:
 Звуки окружающего мира;
 Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
 Гласные звуки;
 Согласные звуки (без классификации);
 Согласные твердые и мягкие;
 Согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
 Слово;
 Слог;
 Предложение;
 Ударение.
Основное содержание рабочей программы.
№ Наименование
темы
(раздела)
1 Речь устная и
письменная

Содержание
учебного материала

Перечень
контрольных
мероприятий

Дети знакомятся с
понятием речи, что
речь
бывает
письменная
и
устная, учатся еѐ
различать
Дети знакомятся с
понятием:
слог, Индивидуальное
слово, предложение; выполнение
учатся делить слова заданий
на слоги, считать их,
считать слова в
предложении,
составлять
предложения,
составлять
схемы
предложений

2.

Предложение.
Слово. Слоги.

3.

Знакомство с Знакомство
с
буквами
и буквами алфавита,
звуками.
учатся читать слоги,
Письмо
находить
место
элементов
буквы
в
слове,
букв.
считать слоги в
слова,
слова
в
предложениях,
правильно
произносить буквы
и звуки, составлять
предложения.

Диктанты букв

Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать: речь бывает устная и
письменная,
Уметь:
различать
устную
письменную речь.
Понимать: различия устной и
письменной речи
Знать: что такое предложение,
слово, слог, звук.
Уметь: различать и называть
слова с определенным звуком,
определять место звука в слове
(начало-середина-конец), делить
слова на слоги, согласовывать
слова в роде, числе, падеже,
составлять рассказы по картинке,
составлять
предложения
на
заданную тему по опорным
словам,
ориентироваться на странице
тетради.
Знать: буквы русского языка.
Уметь: правильно произносить
все звуки родного языка,
различать и называть слова с
определенным звуком,
определять место звука в слове
(начало-середина-конец),
читать слоги, писать элементы
букв алфавита.

9

Методическая основа программы.
- изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также
овладение плавным слоговым чтением;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и
признаков;
- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут усвоить программу;
развитие
зрительного,
тактильного,
фонематического
восприятия,
оптикопространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания,
чтения и письма.
Этапы изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их
изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухо произносительным образом
звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от
целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким
(сначала изучают заглавные потом строчные).
1. Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном
слоге (желательно без стечения согласных).
2. Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом
буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не
ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом
варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый
вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми
и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы.
Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок
представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти
строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
 из каких элементов состоит буква;
 из скольких элементов состоит буква;
 как расположены эти элементы в пространстве.
8.Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
 Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
 Обведение буквы по трафарету;
 Обведение буквы по контуру;
 Запись буквы в воздухе;
9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
10.Самостоятельное написание печатной буквы.
10

Учебно-тематический план

октябрь

1 год обучения
№
тема
1. Развитие речевого внимания, фонематического слуха на
неречевых звуках. Развитие артикуляционного аппарата.
2. Развитие речевого внимания, фонематического слуха на
неречевых звуках. Развитие артикуляционного аппарата.
3. Развитие речевого внимания, фонематического слуха на
неречевых звуках. Развитие артикуляционного аппарата.
4. Развитие речевого внимания, фонематического слуха на
неречевых звуках. Развитие артикуляционного аппарата.
5. Гласные звуки а, о, и, ы, у, э.Буква А а Буква У у

ноябрь

6. Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква О о

Осенняя одежда
Осенняя одежда
Перелѐтные птицы
Перелѐтные птицы
Дикие животные

8. Звуки [с] [с`] буква С с

Дикие животные

9. Звуки [х] [х`] буква Х х

Дикие животные

10. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Дикие животные

11. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Домашние животные

12. Звуки [р] [р`] буква Р р

Домашние животные

13. Звуки [ш] буква Ш ш

Домашние птицы
Домашние птицы

15. Звуки [л] [л`] Буква Л

Осень. Обобщение.

16. Чтение Л-Р

Осень. Обобщение.

17.

Звуки [н] [н`] Буква Н

18.

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

19. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.
декабрь

Осень. Деревья.

7. Звуки [м] [м`] буква М м

14. Звук [ы] Буква Ы

Зимние изменения в
природе.
Зимние изменения в
природе.
Зимняя одежда

21. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Зимние головные
уборы , обувь
Любимые игрушки

22. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

Любимые игрушки

20.

Звуки [к] [к`] Буква К

23. Звуки [т] [т`] Буква Т
24. Звук [и] Буква И
январь

Лексическая тема
Осень. Деревья,

Новый год
Новый год

25. Звуки [п] [п`] Буква П

Зимние забавы

26. Звуки [з] [з`] Буква З

Зима.
11

февраль
март
апрель
май

27. Звук [й`] Буква Й

Зимующие птицы

28. Чтение И-Й, ый-ий

Зимующие птицы

29. Чтение И-Й, ый-ий

Комнатные растения

30. Звуки [г] [г`] Буква Г

Комнатные растения

31. Парные С-З, Г-К

Профессии

32. Звуки и буквы В в

Профессии

33. Звуки и буквы Д д

Транспорт

34. Звуки и буквы В в, Д д

Транспорт

35. Звуки и буквы Б б

Семья

36. Звуки и буквы Ж ж

Семья

37. Звуки и буквы Б б, Ж ж

Посуда

38. Звуки и буквы Д д, Б б

Посуда

39. Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж

Продукты

40. Мягкий согласные звуки

Продукты

41. Мягкий согласные звуки

Мебель

42. Мягкий согласные звуки

Мебель

43. Звуки [ч`] Буква Ч ч

Ранняя весна

44. Звуки [ч`] Буква Ч ч

Ранняя весна

45. Звук [э] Буква Э э

Перелѐтные птицы

46. Звук [э] Буква Э э

Перелѐтные птицы

47. Звук [ц] Буква Ц ц

Весна

48. Звук [ц] Буква Ц ц

Весна

49. Звук [ц] Буква Ц ц

Весна

50. Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф

Уфа

51. Звук [щ] Буква Щ щ

Уфа

52. Звук [щ] Буква Щ щ

Деревья, кустарники

53. Звук [щ] Буква Щ щ

Деревья, кустарники

54. Чтение слов, задания по карточкам

Насекомые

55. Чтение слов, задания по карточкам

Насекомые

12

56. Моя любимая буква

Цветы

57. Чтение слов, задания по карточкам

Цветы

58. Чтение слов, задания по карточкам

Весна

59. Чтение слов, задания по карточкам

Весна

60. Итоговое

Весна
Итого

60

2 год обучения

октябрь

№ Тема занятий
п/п

Навыки чтения и письма

1-2

Звуки окружающего
Знакомство с буквами а, у, и, печатание
мира. Звуки [а],[у], [и]; букв а, у, и. Печатание буква а, у, и, когда услышали звуки[а],
буквы а, у, и.
[у], [и]в начале слова
( Аня, утки, Ира, Ася, индюк,
Сбор урожая
ужин).Чтение и печатание слогов ау-ау, ИА

3-4

Звуки [п],[п’]; буква п Чтение и печатание слогов ап, уп, ип;
Золотая осень
па, пи, пу

Звуки [т],[т’]; буква т.
Чтение и письмо прямых и обратных
Звук [о] и буква о
слогов та, ту,ти, ат,ут, ит Чтение и печатание слогов оп,
Птицы
от, по, то
7-8 Звуки [к],[к’]; буква к.
Чтение и печатание слогов ак, ок, ку, ки.
Домашние животные
Выкладывание слогов, добавление буквы ко(т), ки(т), ка(п)
5-6

ноябрь

9-10 Звук [э], буква э.
Выкладывание и печатание слогов кэ,
Деревенский двор
пэ, тэ. Д. и.«Кто кричит во дворе?»
11-12 Звуки [м], [м’]; буквам.
Чтение и печатание прямых и обратных слогов. Чтение и
Дикие животные
печатание слогов му, мэ, ко, пи. Печатание слов мак- маки
Звуки [х],[х’]; буквах. Чтение, печатание слогов около синего и зеленого кружка Ах,
Звуковой анализ слов;
пух, тих, охи, мухи
ударение
«Буквы сломались»-дописать элементы букв, составить слова
эхо, мох, мука
15-16 Звуки [и],[ы]; буквы и,
Чтение и печатание слогов и коротких
ы Подготовка животных
слов ты, мы, коты
к зиме
Чтение, печатание слогов и слов возле букв: и – пи, кит, маки
ы– ты, мы, коты
13-14

д е к а бр ь

17-18

19-20

Звуки [с], [с’];буква с
Зима

Чтение и печатание слогов, слов,
предложений: сам, сом, суп. Тут осы
Игра «Наоборот»-составление и
запись: ас– са, ос– со, ис– си, ус– су, ыс– сы.
Печатание предложения: У Сони сок.
Звуки [н],[н’]; буква н
Выкладывание и печатание слогов,
Одежда и обувь
слов, предложений: он, она, ын, сын, сон– нос. У Тани ноты.
Печатание под картинками слов ноты, окна, кино(по слогам).
Выкладывание и печатание предложения: Тут кони
13

Добавить слоги, чтобы получились
слова: (ко)за, за(мок) Выкладывание и печатание
предложения: На замок
23-24 Звуки [с], [з]; буквы с,з Печатание слов около символов
Новый год
Зима, коза суп, сок, сани;
предложения: У нас зима
25-26 Звуки [л], [л’]; буква л Печатание слогов, слов по схеме:
Предложение,
Лук пила пол предложения: Это луна Выкладывание слов
звукослоговой анализ и печатание под картинками
слов. Зимние забавы
Лук лимон лиса предложения: У папы пила Составление,
выкладывание и печатание предложений по двум картинкам:
У Кати санки

Звуки [з],[з’]; буква з
Посуда

27-28 Звук [ш], буква ш
Человек и семья
29-30 Звуки [б], [б’]; буква б
27-28 Профессии

февраль

31-32 Звуки [р], [р’]; буква р
Мебель

33-34 Звук [ж], буква ж

35-36

39-40
м

март

37-38

41-42

Составление из слогов имен детей и печатание: ми са
па ма ша Печатание слов по месту буквы ш в словах
по схеме: ш шум
каша
малыш предложения:
Это наш Пушок
Чтение и печатание слов, составление их из слогов: бу, шу,
ба, сы, ка, бан (шубы, бусы, банка, кабан) Печатание слов:
бык, бусы, булка, бант; предложения: У Кати шуба
Чтение, печатание слов с буквой р.
«Слово рассыпалось» - ыср – сыр; ораз
– роза, раыб – рыба, урик – руки.
У Иры шарик.
Печатание слов около синего и зеленого домиков
роза,
сыр,
рыба;
рис, по
шарик;
Чтение
и печатание
слов
с хеме лу ко ра жа ба
предложений: букв
Это лиса.
У лисы нора.
Дописывание
в предложении
и чтение: У жука усы.

Цвет. Форма. Величина.
Звуки [ш], [ж]; буквы ш, Выучивание правила жи и ши пиши с
ж
буквой и.
Форма и размер
Печатание слов возле символов ужи, уши
лыжи, мыши
предметов
у Маши лыжи
Звуки [е], [ѐ]; буквы е, ѐ «Закончи слово» пе – сок, ме – мел, ле – лес, не – небо.
Чтение и печатание предложений, составление его из
Транспорт
отдельных слов: Белка грызла орехи «Загадки и отгадки».
Дети и отгадывают загадки и записывают слово-отгадку: ѐж,
ѐлка, самолѐт, тѐрка. Печатание предложения: Ёж нѐс лист
Печатание слова-действия, дифференцирование [е], [ѐ]:
мо(ет), ро(ет),
рису(ет),Это
по(ѐт),
предложения: На ѐлке
Звуки [д], [д’];
«Слово
рассыпалось»
наш жу(ѐт);
дом
белка
буква д
«Составь имена»: составление имен из слогов печатание:
Погода и природные
Даша, Лида, Дима. Составление и запись предложения: У
явления
дома дубок
Звуки [в], [в’];
«Буквоед»: печатание слов, дописывание элементов букв.
буква в
Печатание предложений, замена картинки словом: В саду
Закрепление
сливы Составление и запись слова по схеме
ветка ваза
пройденного материала вишни Составление и запись предложения: Наша мама повар
а

январь

21-22

14

апрель

43-44 Звуки [г], [г’]; буква г

Печатание слов под рисунками: гол, гуси, груша, газета.
Чтение слов на карточках, составление из них предложения,
Звуки [к], [г]; буквы к,г замена картинки словами реке на белые Печатание возле
Весна
символов слова: горы, груша
Гена, гитара Печатание
предложения по картинкам: У Гали грибы Печатание слов,
заменив г на к: гора – кора голос – колос игра – икра
45-46 Звук [й], буква й
Печатание слов с буквой й Зай гай
ка май
Вставка пропущенной буквы й, чтение и печатание
Прилет птиц
предложений:
Вот зайка. Он зимой белый
47-48 Звук [я], буква я
Деревья

Печатание буквы я, слов яма, мясо, язык, моряк;
предложения: Таня ела пряник Записать имена детей с
буквой я Оля, Катя, Надя, Витя, Коля, Ваня
Печатание предложений, составив слова из букв:
На поляне (ыядог) ягоды Оля ест (лмауни) малину
49-50 Звуки [ф],[ф’]; буква ф Чтение и печатание слов, подбирая их по схеме. фара туфли
шарф фото кофта шкаф Печатание слов на синей и
зеленой «дорожке» фокус, лифт, форма филин, Федя, кофта
Звуки [в], [ф]; буквы в, Составление предложения по картинке: Филин днем спит
ф Цветы
Печатание слов на букву в и на букву ф волк
филин сова
Федя Вова жираф
51-52

Звук [ю], буква ю

«Слово рассыпалось»Ра ю ю ла гюдю ил
Юра юла юг люди
Закрепление
У Юры новые (брюки) Чтение слов, составление из них
пройденного материала предложений и написание их весна у нас лебеди юга слетят
слова-перевертыши: кабан– банка, сосна – насос, мышка–
камыш печатание предложения, замена картинки словами: на
поет петух

май

53-54 Звук [ц], буква ц Звуки
[ц],[с]; звуки ц, с
Времена года

55-56

57-58

Звук [ч], буква ч
Правописание ча– чу
Слова обозначающие
предмет
Звук [ч], буква ч
Правописание ча– чу
Слова обозначающие
предмет

Чтение и печатание слов со слогами
ца улица курица цо лицо яйцо цы зайцы огурцы
Печатание слов по схемам
Цветы овца отец цапля улица танец
Составление и печатание предложения по сюжетной
картинке: Во дворе курица. У нее цыплята. Печатание слов
возле букв ссок мискац заяц птица; предложений: Тут
лисица. Она ловит зайца.
Печатание слов и предложений мяч, луч,
качели, бочка; в небе тучи; в двери ключ.
Составление и печатание предложения по картинке
стучат на столе кипит на плите скачет по дороге
Печатание слов и предложения на правило ча пиши с а, чу
пиши с у чай туча чудо на столе чашка Ваня драчун
Чтение слов на карточке и печатание их под вопросами Кто?
Что? заяц
цветы волк грибы ежик
трава

15

59-60

Звук [щ], буква щ
Правописание
Звуки [ч], [щ]; буквы ч,
щ
Слова, обозначающие
действие
ща – щу

2.2.

Чтение и печатание слов и предложений
щит плащ вещи У нас щенок. Он пищит.
Печатание слов и предложений на правило
«ща пиши с буквой а» «щу пиши с буквой у»
ща – роща; пища щу – щука; ищут
Вот роща. Тут поют щеглы. Печатание слов к картинкам
бочка щука ручка плащ девочка овощи
Составление предложений по картинкам, печатание их:
Дети пошли в рощу. На елке была белочка.
Запись действий, выполняемых с предметами
Пишу рисую читаю Печатание предложения: Дима учит
уроки.

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

Формы организации образовательного процесса.
Основной
формой организации образовательного процесса является групповое обучение.
Формы проведения самые разнообразные: игра, путешествие, спектакль, встреча со
сказочным героем, соревнование, конкурс и т.п.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Формой поведения итогов реализации данной программы являются открытые мероприятия
с присутствием родителей, участие воспитанников в конкурсах и фестивалях; сравнительный
анализ диагностических данных.
Методы реализации образовательной программы
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на
достижение
целей
и
решение
задач
дошкольного
образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации
образовательной программы используются следующие методы:
 методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и
приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры,
соревнования, состязания и др. );
 методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и
приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным
формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
 методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения
и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной
литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
 информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий
ребѐнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация
кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей,
чтение);
 репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов
деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа,
составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
 метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути еѐ решения в
процессе организации опытов, наблюдений;
 эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части –
проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых
условиях)
 исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций
для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
16

Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная
деятельность - интегративный метода проектов).
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и
идеальных объектов:
 демонстрационные и раздаточные;
 визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
 естественные и искусственные;
 реальные и виртуальные;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
 двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с
мячом и др.);
 игровой (игры, игрушки);
 коммуникативной (дидактический материал);
 чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал);
 познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образносимволический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
 трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
 продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования);
 музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал
и др.).

2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без
включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной
актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и
систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей
дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико – синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители
являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с
требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения
домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
Темы консультаций, собрания, памятки для родителей.
 Речевая готовность к школе.
 Звуковая культура речи.
 Учимся читать.
 Правильное ударение в словах.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в
процессе обучения чтению.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в
процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания
мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы
между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
17

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного
возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка
достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой
структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к
логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения.
Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками
(физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь!
Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка
чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению.
Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его
индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие
занятия не принесут успеха!

18

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обеспеченность методическими материалами средствами обучения и воспитания
Оборудование: рабочие тетради, пеналы.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв,
схема для слияния букв.
Раздаточный материал: таблицы слов, рабочие тетради, слоговые таблицы.
Методическое обеспечение:
1. Безруких М.М., С.П.Ефимова «Упражнения для занятий с детьми имеющие трудности
при обучении письму» Тула 1997год.
2. Венгер Л.А., Н.О.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста» Москва 1993 год.
3. Волина В.В «Занимательное Азбуковедение» Москва 1991год.
4. Волина В.В. « Учимся играя» Москва 1994год.
5. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно» СПБ 1996год
6. Жукова Н.С. «Домашний букварь» Екатеринбург 1998год.
7. Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
ГномиД.Москва, 2009г.
Литература для детей:
1. Жукова Н.С. «Букварь».
2. Серия «Говорим правильно» - Гласные и согласные.
3. Серия «Говорим правильно» - Читаем слова.
4. Серия «Папка дошкольника» - АБВГДЕ-йка.
5. Серия «Папка дошкольника» - Чтение с увлечением.

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».