ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану основной образовательной программы на 2024-2025 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 г. Азова. 1.Нормативное обеспечение учебного плана. Учебный план МБДОУ №11 г. Азова является нормативным документом, который регламентирует организацию образовательного процесса в учреждении и составлен в соответствии: 1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» гл. 11. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса. Количество занятий с детьми не регламентируется. Регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки: п. 11.9. Для детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет длительность непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня по 8 -10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. п. 11.10. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности: Возрастная группа Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет) Младший возраст (от 3 до 4 лет) Средний возраст (от 4 до 5 лет) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) Длительность не более 10 минут не более 15 минут не более 20 минут не более 30 минут п.11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: Возрастная группа Младший возраст (от 3 до 4 лет) Средний возраст (от 4 до 5 лет) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) Количество занятий 2 2 3 Максимальный объем 30 минут 40 минут 1 час 30 минут В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут. п.11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. п.11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в 1 половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные и музыкальные занятия, ритмику и т.п. гл.12. Требования к организации физического воспитания: п.12.4. С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются подгруппами 2-3 раза в неделю, в групповом помещении или физкультурном зале. Возраст детей Число детей Длительность занятия От 2-х до 3-х лет 8-12 человек 10 – 15 минут п.12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте т 3 до 7 лет организуются не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет: Возрастная группа Младший возраст (от 3 до 4 лет) Средний возраст (от 4 до 5 лет) Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) Длительность занятия 15 минут 20 минут 30 минут 1 раз в неделю для детей 4 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. 2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» 3. Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №11 г. Азова, разработанной с учетом примерной общеобразовательной программой дошкольного образования . Структура учебного плана состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В учебном плане установлено соотношение между обязательной и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Обязательная часть реализуется через организованную образовательную деятельность (занятия). При организации образовательного процесса используется интегративный подход в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Формы организации непосредственно-образовательной деятельности: для детей с 1,5 до 3 лет – подгрупповая, индивидуальная; для детей с 3 до 7 лет - подгрупповая, фронтальная, индивидуальная. Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «Занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно с взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация «Занятия», как дидактической формы учебной деятельности, рассматривается только в старшем дошкольном возрасте. В обязательной части учебного плана отражена периодичность взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности таких как: чтение художественной литературы, конструктивно-модельная, игровая деятельность, общение при проведении режимных моментов, дежурство и прогулки, а также периодичность самостоятельной деятельность детей и периодичность оздоровительной работы. Вариативная часть. В ней предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через занятия по выбору. Дополнительное образование, которое реализуется через совместную кружковую деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: Физкультурно – оздоровительное направление Познавательное направление Речевое направление Социально-коммуникативное направление Художественно – эстетическое направление Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в группах раннего возраста (1,5 лет до 3 лет) и в младшей группе (дети четвертого года жизни) - не предусмотрено в средней группе (дети пятого года жизни) – не более 1 раза в неделю в разновозрастной старшей/подготовительной группе (дети шестого, седьмого года жизни) – не более 2 раз в неделю Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка. Например, воспитанник подготовительной к школе группы, согласно примерному плану, может посещать не более 2 факультативных занятий из перечня предлагаемых образовательным учреждением услуг. На основе учебного плана составлена система (расписание) непосредственно образовательной деятельности. Объем недельной образовательной нагрузки (организованная образовательная деятельность) в группах общеразвивающей направленности на 2024-2025 учебный год Образовательны е области «Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественноэстетическое развитие» Социальнокоммуникативно е развитие Базовый вид деятельности Группы общеразвивающей направленности 1 младшая 2 младшая Средняя группа группа группа Подготовительная группа Количество периодов организованной образовательной деятельности неделя год неделя год неделя год неделя год 2 72 2 72 2 72 2 72 1 36 1 36 1 36 Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Формирование элементарных математических представлений Развитие познавательноисследовательской деятельности Приобщение к социокультурным 1 ценностям Ознакомление с миром природы Развитие речи 2 Рисование Лепка Аппликация Конструирование Художественный труд Музыка Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Итого: Дополнительное образование (кружки по интересам) Итого: Продолжительность 1 периода организованной образовательной деятельности 1 1 1 2 - 1 36 1 36 2 72 36 1 36 1 36 2 72 72 1 36 1 36 2 72 36 36 36 72 1 1 05 05 2 36 36 18 18 -72 1 1 05 05 2 36 36 18 18 72 2 05 05 05 05 2 72 18 18 18 18 72 Интеграция с другими образовательными областями + Образовательная деятельность, осуществляемая в моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности 10 360 1 11 360 10 мин. 11 396 11 396 15 мин. 11 1 12 20 мин. 396 432 ходе 15 3 18 25 мин. режимных 540 612 30 мин. Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Базовый вид деятельности группа раннего возраста от 2 до 3 лет группа младшего возраста от 3 до 4 лет группа среднего возраста от 4 до 5 лет группа старшего возраста от 6 до 7 лет Чтение художественной литературы ежедневно в совместной образовательной деятельности ежедневно в совместной образовательной деятельности ежедневно в совместной образовательной деятельности ежедневно в совместной образовательной деятельности Конструктивно-модельная деятельность 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно поручения ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 2 раза в день ежедневно 2 раза в день ежедневно 2 раза в день ежедневно 2 раза в день Игровая деятельность Общение (ситуативные беседы) проведении режимных моментов Дежурство при Прогулки Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно 5 минут ежедневно 5-6 минут ежедневно 6-8 минут ежедневно 10-12 минут Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Расписание образовательной деятельности на 2024 - 2025 учебный год Возрастные группы Время проведения занятий Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1-ая младшая группа (2-3 года) Музыка Развитие речи Музыка Развитие речи Физкультура Лепка/аппликация (по подгруппам) Сенсорика (по подгруппам) Познание Физкультура на улице Рисование (по подгруппам) Рисование Развитие речи Познание ФЭМП Лепка/аппликация Музыка Физкультура в 15.20 Музыка Рисование Музыка Познание ФЭМП Лепка/аппликация Физкультура в 15.20 Развитие речи Физкультура в 15.20 Музыка 9.30-9.50 Физкультура на улице 9.00-9.30 ФЭМП Развитие речи ФЭМП Лепка/аппликация Развитие речи Рисование Музыка Познание Музыка Рисование 9.00-9.10 9.20-9.30 2-ая младшая группа (3-4 года) 9.00-9.15 9.20-9.35 Средняя группа (4-5 лет) Подготовительная (6-7 лет) Физкультура на улице Физкультура 9.00-9.20 9.40-10.10 Познание Подготовка к обучению грамоте 10.20-10.50 Физкультура 15.50-16.20 Физкультура Познание Физкультура на улице