Доп программа steam-лаборатория (1)

1

Содержание:
1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи реализации Программы

4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

6

1.5. Планируемые результаты освоения программы

10

2. Содержательный раздел

11

2.1. Описание образовательной деятельности.

11

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

22

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

23

3. Организационный раздел

25

3.1. Материально-техническое обеспечение обеспеченность методическими материалами 25
и средствами обучения и воспитания особенности организации развивающей предметнопространственной среды
3.2. Список литературы
26

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках реализации поручения Президента РФ В.В. Путина по увеличению
количества детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в
рамках исполнения поручения Президента РФ в послании к Федеральному Собранию
2018 г. (о профориентации, в том числе ранней), а также выполнения рекомендаций
Российской академии образования о создании образовательной экосистемы к 2024 г.
(расширение сети кванториумов, кастомизация, автоматизация и роботизация,
формирование когнитивной гибкости субъекта и т.д.) создана новая оригинальная
концепция конструирования искусственной обучающей среды – учебно-методическое
пособие для учащихся дошкольных образовательных учреждений по направлению
Babyskills «Детская универсальная STEAM-лаборотория».Оно включает в себя
основы программирования, робототехники, математики и теории вероятности,
картографии,

астрономии,

инженерии

(в

том

числе

космической),

защиты

информации, физики, химии, биологии, культурологии.
Проект построен на основе современного интегрированного подхода STEAMобразования (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E –
engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics
(математика)

с

акцентом

на

совместную

исследовательскую

деятельность,

геймифицированные технологии.
Программы проекта нацелены на

максимальное использование

уникального

возрастного потенциала дошкольников, направляя его на развитие определенных
компетенций и подготовку будущей интеллектуальной элиты: ученых, инженеров,
картографов, программистов, шифровальщиков, логистов, аналитиков и др. Данный
проект вызван помочь учиться жить в постоянно меняющихся условиях: овладевать
появляющимися профессиями, справляться с социальными вызовами, использовать
технологии, которые предстоит изобрести.

3

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель:Создание

модели

мотивирующей

образовательной

среды

с

использованием STEAM – технологий для развития интеллектуальных способностей
детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно –
техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
Развивающие задачи:
•

Формировать

развитие

материально-технической

базы

дошкольной

организации, разработка программно - методического сопровождения по
использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
•

создать условия для развития интеллектуальных способностей детей,

критического мышления, формирования навыков коллективной работы в
процессе

познавательно-исследовательской

деятельности

и

научно-

технического творчества;
Образовательные задачи:
•

Формировать

у

детей

дошкольного

возраста

современную

образовательную среду, в которой осуществляется интеграция содержания
различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых
пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной
деятельности, возможность демонстрации результатов;
•

Учить приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям: овладевать

появляющимися вновь профессиями, использовать технологии, которые
предстоит изобрести.
Воспитательные задачи:
•

Воспитать

основы

личности,

когда

ребенок

является

более

осведомленным и лучшие адаптированным к жизни в цифровом обществе;
•

Воспитать поколение успешных экспертов в области науки, технологии,

математики, картографии.
4

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Основными принципами программы являются:
 принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
 принцип научной обоснованности и практической применимости;
 принцип единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач
процесса

образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации

которых формируются такие учебные действия, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
 принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
детей.
 принципы связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности,
контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении
и развитии детей, доступности материала, его повторности, наглядности.
 - принцип построения программного материала от простого к сложному.

5

1.4 ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Детский потенциал практически безграничен, а в возрасте 5-7 лет – самый
благоприятный для формирования базовых основ их дальнейшего успеха в жизни.
Современные исследования в области нейропластичности мозга дошкольника
утверждают, что вложение в ранее развитие и профориентацию детей будут прочным
фундаментом для перспективного воспитания научно-технического развития ребенка.
Для современного мира это очень важный аспект, так как мир сегодня меняется
быстрее чем система образования. А ведь система образования готовит детей к жизни
в этом мире.
У детейстаршего дошольного возраста познавательное развитие – это сложный
комплексный

феномен,

включающий

развитие

познавательных

процессов

(восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют
собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и
регулируют его деятельность.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение
содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами
познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.
Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп
умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок
хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные
характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов
и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между
ними. Восприятие ребёнка теряет свой первоначально глобальный характер.
Благодаря различным видам деятельности ребёнок отделяет свойство предмета от
него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом
специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории
познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника
6

возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений.
Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия
интеллектуализируется.
Благодаря различным видам деятельности память ребёнка становится произвольной и
целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего
действия, пусть не очень отдаленного. С помощью речи ребёнок начинает
планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.
Динамику развития логического мышления исследовал А. В. Запорожец. Впервые
познавательная задача начинает выступать перед ребёнком в дошкольном возрасте. А.
В. Запорожец отмечает, что отношение дошкольника к познавательной задаче
характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение
интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой познавательной
деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. Так, основной
задачей у старших дошкольников становится понимание принципа решения той или
иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу
отступает на задний план.
Возникновение особых познавательных задач вызывает к жизни особые, внутренние
интеллектуальные действия, направленные на решение этих задач, - особый процесс
рассуждения.
Экспериментирование

тесно

связано

у

дошкольников

с

практическим

преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих
творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и
зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника
является сам процесс поисковых преобразований.
Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате
ребёнок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые
способы

познавательной

деятельности.

Происходит

своеобразный

процесс

самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и
имеет

значение

для

становления

личности.

Развитию

экспериментирования
7

способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных
решений.
Наряду снаглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только
начало его развития. В логике ребенка ещё сохраняются ошибки. Так, ребёнок охотно
считает

членов

своей

семьи,

но

не

учитывает

себя

самого.

Благодаря

содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у
ребёнка

формируется

образ

мира: первоначально

ситуативные

представления

систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие
категории мышления (часть, целое, пространство, предмет, система предметов,
случайность и т.д.).
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:


Знания и умения, которыми ребёнок овладевает без специального обучения в
последовательном общении со взрослыми, в играх, в наблюдениях и др;



Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального
обучения на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др).

Система знаний включает две зоны – зона устойчивых, стабильных, проверяемых
знаний и зону догадок и гипотез. Вопросы детей – показатель развития их мышления.
Вопросы о назначение предметов, задания для того, чтобы получить помощь и
одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях.
Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.
В результате

усвоения систематизированных знаний у детей формируются

обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной
познавательной деятельности, развивается диалектическое мышление, способность к
прогнозированию будущих изменений.
Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый –
усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй – перенос
усвоенного правила выполнения задания на аналогичные. Второй этап невозможен
без умения обобщать. В основном, к моменту поступления в школу, ребёнок владеет
эмпирическим, т.е. основанным на опыте обобщением. Это значит, что, сравнивая
8

предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие
свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или
понятию.
В ходе эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает
определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные
воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты
возможных решений. Так у ребенка появляется эмоциональное предвосхищение
познавательных результатов. Результатом развития эмоционально-познавательной
готовности старших дошкольников к обучению в школе являются следующие
показатели: способность ребенка эмоционально относиться к школе, адекватно
переживать свои успехи и неудачи в учебных ситуациях; мобильность мыслительных
процессов; способность ребенка к произвольной регуляции мыслительных процессов
и эмоциональных состояний.
Таким

образом,

познавательной

в старшем
деятельности.

дошкольном

возрасте

Познавательный

идёт активное

интерес

является

развитие
одним

из

эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями.
Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной
деятельности, основой формирования пытливости ума.

9

1.5.
•

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Создание актуальной предметно-пространственной среды и организация

целенаправленной работы по STEAM образованию. Развитие познавательных
способностей детей дошкольного возраста путем вовлечения в научно-техническое
творчество;
•

уровень материально – технического оснащения соответствует требованиям

STEAM - образования;
•

дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность в разной

деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности,
конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно –
технического творчества;
•

умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на

происходящее, оказывать посильную помощь.
•

освоение и применение доступных знаний детьми об инновационных

технологиях
•

повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к чему –

то новому.
•

развитие целенаправленности, саморегуляции собственных действий.

•

сформирование профессиональных компетенций по моделированию

образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок
научно – технического творчества детей.
•

повышение результативности овладения детьми основ программирования и

робототехники.

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.
Программа

по

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
дополнительной

образовательной

услуге

«Универспльная

лаборатория» рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для занятий с детьми с
5 до 7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.
Количество занятий в год – 60.
Длительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут.
Длительность занятия для детей 6-7 лет – 30 минут.
Учебный план
1 год обучения
Количество

№

Название подпрограммы

1

Основы программирования

26 часов

2

Основы математики и теории вероятности

34 часа

3

Итого

60 часов

учебных часов

2 год обучения
Количество

№

Название подпрограммы

1

Основы картографии и астрономии

26 часов

2

Основы криптографии

34 часа

3

Итого

60 часов

учебных часов

11

Учебно-тематический план
1 год обучения
Подпрограмма «Основы программирования»
Месяц/неде
ля

Тема

Программное содержание
-Познакомить

Сентябрь/1

«Роботы – кто

неделя

это?»

с

терминами:

робот,

программист,

команда,

программа. Определить роль роботов в жизни человека.
-Сформировать навык задания команд и проверки их выполнения.
-Способствовать формированию понимания определяющей роли
человека в создании и управлении роботом.
-Закрепить термины: робот, программист, команда, программа.

Сентябрь/2

«Кто

ты,

неделя

Микибот?»

-Познакомить с принципом работы робота.
-Сформировать взаимосвязь между командой и ее визуализацией.
-Способствовать формированию образа робота ка помощника
человека, формированию уверенности в собственных силах.
с

-Познакомить

понятиями:

последовательность

действий,

алгоритм.
Сентябрь/3
неделя

«Что

формированию

ты -Способствовать

навыка

анализа

можешь,

последовательности действий, навыка создания программы для

Микибот?»

робота.
-Формировать и поддерживать положительную самооценку детей,
уверенность в собственных возможностях и способностях.
-Закрепить понятия: «последовательность действий», «алгоритм»,

Сентябрь/4
неделя

«Микибот,

«верно», «неверно». Познакомить с числами 0 и 1.

знакомься,

-Укрепить

это я!»

программирования последовательности действий для робота.

навыки

создания

простейшего

алгоритма:

-Развивать умения детей работать в группе сверстников.
Октябрь/1
неделя
Октябрь/2

-Закрепить понятия: число 1, число 0. Познакомить с числом 2.

«Микибот
гуляет
городу»
«Миибот

по

-Способствовать

формированию

навыка

целеполагания,

программирования, критического анализа.
-Развивать коммуникативные способности детей.

за -Познакомить с числом 3.

12

неделя

городом»

-Закрепить

формирование

навыка

целеполагания,

программирования, критического анализа.
-Формировать навыки систематизации.
-Познакомить с числом 4, понятиями: цикл, цикличность, тест,
Октябрь/3

«Микибот на тестирование.

неделя

рыбалке»

-Получить навыки составления циклов действий.
-Воспитывать навык концентрации внимания.
-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, цикл, цикличность, тест,

Октябрь/4

«Вечеринка с

неделя

Микиботом»

тестирование. Изучаем число 5.
-Создать программы для новых целей и задач.
-Повышать мотивацию к обучению путем создания эмоционально
– комфортной среды для занятия программированием.

Ноябрь/1
неделя

Ноябрь/2
неделя

«Микибот на
конкурсе
талантов»
«Микибот
готовит
праздник»

-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, цикл, алгоритм, цикл в
цикле. Познакомить с числом 6.
-Создать усложненные программы.
-Укреплять навыки работы в команде, опыт соревнования.
-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, цикл в цикле, условие,
выбор. Познакомить с числом 7.
-Изучить возможность выбора: конструкция «если …, то…».
-Формировать навыки коммуникации.
-Закрепить понятия: число 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Познакомить с

Ноябрь/3

«Микибот

неделя

учит цифры»

понятиями: случайный выбор, анализ.
развитию критического мышления,

-Способствовать

умения

оценивать результат своей работы.
-Формировать навыки коммуникации.
-Познакомить с понятиями: лабиринт, выход, задача, решение.
-Формировать умение определять задачу, находить ее решение,

Ноябрь/4

«Микибот

менять условие задачи, менять решение задачи, программировать

неделя

хочет есть»

движение по лабиринту.
формированию

-Способствовать

логического

мышления,

целеустремленности в решении задач, уверенности в своих силах.
декабрь/1

«Микибот

-Познакомить

неделя

ленится»

оптимизировать.

с

понятиями:

альтернативное

решение,

13

-Сформировать умения определять задачу, находить ее решение,
менять условие задачи, менять решение задачи. Программировать
движение по лабиринту.
-Способствовать формированию логического мышления, умения
не бояться совершить ошибку, оптимистичного подхода к решению
задач и изменениям задач, уверенности в своих силах.
-Закрепить понятия: альтернативное решение, оптимизировать,
оптимизировать путь.
Декабрь/2

«Микибот

неделя

на старт!»

– -Закрепить

навык

определения

задачи,

поиска

решения,

оптимизации. Программировать движение по лабиринту.
-Способствовать формированию логического мышления, навыка
позитивно – конструктивного отношения к возможным ошибкам.
-Развивать

творческий

подход

к

формированию

базовых

компетенций в робототехнике.
Декабрь/3

«Роботы

неделя

каждого»

для -Способствовать проецированию занятий в реальную жизнь.
Профориентация.
формированию

-Способствовать

логического

и

креативного

мышления.
-Закрепить навыки программирования прохождения лабиринтов и
Декабрь/4

«Микибот на смены задач.

неделя

тренировке»

-Способствовать формированию навыков командной работы,
усидчивости и концентрации внимания.

Январь/3

«Микибот на

неделя

чемпионате!»

-Закрепить навыки программирования.
-Формировать

и

поддерживать

положительную

самооценку,

уверенность в собственных возможностях и способностях.

Подграмма «Основы математики и теории вероятности»
Месяц/неде
ля

Тема

Программное содержание
-Познакомить с понятиями: геометрия, геометрическая фигура,

Январь/3

«Волшебные круг, квадрат, треугольник, цвет (красный, синий, желтый), числом

неделя

фигуры»

8.
-Научить создавать программы поиска по заданным параметрам.
14

-Содействовать развитию творческого мышления.
Январь/4
неделя

«Занятие для
волшебников!
»

Февраль/1

«Микибот

неделя

потрясен!»

Февраль/2
неделя

-Знакомить с понятиями: хроматические и ахроматические цвета,
первичные цвета, вторичные цвета, число 9.
-Формировать навыки организации выборки по цветовому признаку.
-Развивать творческое мышление и художественные навыки.
-Закрепить понятия: цвет, форма. Познакомить с числом 10.
-Закрепить навыки выбора по цвету и форме.
-Развивать креативное и критическое мышление, терпение.

«Микибот

-Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0 – 10.

сдает

-Закрепить навыки программирования и выбора по цвету и форме.

экзамен»

-Развивать навыки взаимопомощи, совместной работы.
-Познакомить с понятиями: дополнение к программе, эстафета,
случайные числа.
формированию

Февраль/3

«Веселые

-Способствовать

неделя

старты»

умения дополнять программу.

навыков

командной

работы,

-Укреплять навык конструктивного реагирования на усложнение
условий задачи в ходе работы.
-Познакомить
Февраль/4

«Выбор

неделя

Микибота»

с

понятиями:

меньше,

больше,

равно,

последовательность по возрастанию, убыванию.
-Способствовать развитию критического и логического мышления,
умения сравнивать и делать выбор.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Закрепить понятия: меньше, больше, равно, последовательность по
возрастанию, убыванию.

Март/1

«Двойной

- Способствовать развитию критического и логического мышления,

неделя

бросок»

умения сравнивать и делать выбор.
-Укреплять уверенность в своих силах и повышать мотивацию к
обучению.
-Закрепить навыки выбора по числу и оптимизации.

Март/2

«Могу

неделя

лучше!»

Март/3

«Новые

-Познакомить с понятиями: выбор, голосование, расстояние,

неделя

знакомства

измерение, шаг, линейка.

-Формировать навык системного подхода.
-Развивать критическое мышление.

15

Микибота»

-Формировать навыки голосования, подсчета голосов, определения
расстояния.
-Формировать основы демократических подходов.
Закрепить понятия: расстояние, измерение, шаг, линейка.

Март/4
неделя

«Иду к тебе!»

-Закрепить навык определения расстояния, навык проведения
сравнительного анализа.
-Развивать позитивно – конструктивное отношение к ошибкам.
-Познакомить с понятиями: сложение, знак плюс, слагаемое, сумма.

Апрель/1

«Супергерой

-Формировать базовые навыки сложения. Закрепить навыки

неделя

Плюс!»

программирования, расширения программы.
-Повышать мотивацию к обучению.
-Закрепить

понятия:

сложение,

знак

Апрель/2

«Супергерой

понятиями: вычитание, знак минус.

неделя

Минус!»

-Формировать базовые навыки вычитания.

плюс.

Познакомить

с

-Повышать мотивацию к обучению.
-Закрепить счет 0 – 10, познакомить с понятиями: четные, нечетные
Апрель/3

«Скок

неделя

перескок»

– числа.
-Формировать навык программирования заданного шага.
-Развивать навыки коммуникации.
-Познакомить с понятиями: движение, навстречу друг другу,

Апрель/4

«Навстречу

движение в одну сторону.

неделя

друг другу»

-Формировать навык определения направления движения.
-Укреплять навык командной деятельности.
-Познакомить

Май/1

«Ювелирных

неделя

дел мастер»

с

понятиями:

комбинация,

комбинаторика.

Познакомить с профессией ювелир.
-Развивать научное мышление – способность формулировать
выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.
-Практиковать навыки работы в команде.
-Закрепить понятия: комбинация, комбинаторика. Познакомит с

Май/2

«Невероятная

неделя

теория»

понятиями:

вероятность,

невозможное

событие,

достоверное

событие, случайное событие, более вероятное событие, менее
вероятное событие.
-Развивать научное мышление – способность формулировать
16

выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.
-Повышать мотивацию к обучению.
-Закрепить понятие: вероятность, случайное событие,
Май/3
неделя

более

«Куда пойдет вероятное событие, менее вероятное событие.
наш

-Развивать научное мышление – способность формулировать

Микибот?»

выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.
-Повышать мотивацию к обучению.
-Закрепить понятие: вероятность,

Май/4

«Дом

неделя

Микибота!»

случайное событие, более

вероятное событие, менее вероятное событие.

для

-Развивать научное мышление – способность формулировать
выводы, основанные на эмпирических наблюдениях.
-Повышать мотивацию к обучению.

2 год обучения
Подпрограмма «Основы картографии и астрономии»
Месяц/неде

Тема

ля

Программное содержание
-Познакомить с понятиями: карта, картография.

Сентябрь/1

«Зачем

неделя

карта?»

тебе -Формировать навык определения местоположения предметов
относительно ребенка.
-Повышать уверенность в собственных силах.
-Закрепить

Сентябрь/2

«Что

неделя

карта?»

сказала

понятия:

карта,

картография.

Познакомиться

с

понятиями: читать карту, условные обозначения.
-Формировать

первичные

навыки

чтения

карты,

пространственного мышления и ориентации.
-Повышение мотивации к обучению, командная деятельность.
-Познакомить с понятиями: картограф, масштаб.

Сентябрь/3
неделя

«Дом хоббита»

-Формировать

навыки

чтения

карты,

пространственного

мышления и ориентации.
-Развивать абстрактное мышление.

Сентябрь/4

«Мама,

я

неделя

картограф!»

– -Закрепить понятия: картограф, масштаб.
-Формировать умения ориентироваться на плоскости, понимание
17

пространственных отношений между различными предметами на
листе бумаги, умение выполнять различные практические задания
при ориентировке на плоскости, самостоятельно характеризовать
размещение объектов на листе бумаге.
-Развивать

пространственное,

аналитическое,

критическое

мышление.
-Познакомить с понятиями: адрес, местоположение, фракталы,
Октябрь/1

«Письмо

для фрактальные рисунки.

неделя

инопланетян»

-Формировать навык масштабного мышления.
-Развивать творческое и математическое мышление.
-Познакомить с понятиями: географические объекты.

Октябрь/2

«Тайна острова -Закреплять навык масштабного и творческого мышления.

неделя

сокровищ»

-Развивать уверенность в собственных силах и повышать
мотивацию к обучению.
-Познакомить с понятиями: проложить маршрут, карта мира,
материки, глобус.

Октябрь/3

«Моя чудесная -Закрепить понятия: географические объекты, карта, а также

неделя

планета»

навыки чтения изображений, чтения карт.
-Развивать уважительное отношение к своей культуре и культурам
других стран.
-Познакомить с понятиями: космос, вселенная, звездные карты,

Октябрь/4
неделя

навигация, ракеты, космические станции.

«Почему
космос
круто?»

–

это

-Расширить горизонты мышления и творческого потенциала
детей.
-Повышать мотивацию к изучению космоса и осознания его
важности для жизни детей.
-Познакомить с понятиями: орбита, звезда, планеты, Солнечная

Ноябрь/1
неделя

«Семья звезды система.
по
Солнце!»

имени -Создать собственную карту Солнечной системы.
-Содействовать

масштабированию

мышления,

повышения

мотивации к изучению космоса.
Ноябрь/2

«Что

неделя

делать

нам -Познакомить с самой маленькой планетой Солнечной системы, с
с понятиями: орбита, притяжение, вес, масса.
18

Меркурием?»

-Формировать понимание значимости исследований космических
объектов.
-Развивать познавательную и творческую активность.

Ноябрь/3
неделя

«Юпитер

– -Познакомить с самой большой планетой Солнечной системы.

президент

-Закрепить понятия: притяжение, вес, масса, орбита.

среди планет!» -Развивать познавательную и творческую активность.
-Познакомит с самой близкой планетой – Венерой. Познакомить с

Ноябрь/4

«Сестра Земли понятиями: строение планеты, ядро, мантия, кора.

неделя

- Венера»

-Формировать навыки сравнения и анализа.
-Формировать интерес к изучению космического пространства.
-Познакомить с планетой Сатурн.

декабрь/1
неделя

«Кто

найдет -Развивать творческое и критическое мышление, навык решения

кольца

проблем.

Сатурна?»

-Повышать мотивацию к обучению, укреплять уверенность в
своих силах.
-Познакомить с планетой Марс, с пониманием основных
концепций

инженерного

проектирования,

роли

устранения

неполадок, исследований и разработок, изобретений, инноваций и
Декабрь/2

«Высаживаемся

неделя

на Марсе!»

экспериментов по решению проблем.
-Развивать способности к проектированию, использованию и
поддержке технологических систем.
-Способствовать
активности,

развитию

самостоятельной

перспективного

целеполагания

познавательной
по

колонизации

Нептун.

Формировать

космоса.
-Познакомить
Декабрь/3
неделя

с

планетами

Уран

и

«Сквозь алмазы перспективы для изучения космического пространства.
к

дальним -Развивать навыки исследования физических законов.

звездам!»

-Формировать

уверенность

в

своих

силах,

командную

деятельность.
-Закрепить

понимание

устройства

Солнечной

Декабрь/

«Космическое

4 неделя

турагентство!» -Формировать навыки прокладывания маршрута на карте.

системы,

перспектив ее основания.
-Развивать комплексное, креативное и творческое мышление.
19

-Познакомить с понятием экзопланета.
Январь/2

«Открой

неделя

планету!»

свою -Закрепить навыки творческого и системного подхода к решению
задач.
-Укреплять навыки совместной командной деятельности.

Подпрограмма «Основы криптографии»
-познакомить с понятиями: общение, язык слабослышащих
людей, шифрование, ключ.
-содействовать
Январь/3
неделя

формированию

аналитического

подхода,

развитию навыков общения, в том числе с людьми ОВЗ.
«Поймай меня» -развивать навык осознанной передачи информации, совместной
деятельности, дружеских отношений.
-Закреплять навыки принятия решения, оптимизации.
-Повышать

уверенность

в

своих

силах

и

мотивировать

нацеленность на результат.
-Познакомить с понятиями: набор данных, информация, мозг,
Январь/4

«Удивительная

обработка данных.

неделя

посылка.»

-Формировать навыки распознования данных и информации.
-Формировать коммуникативные навыки.

Февраль/1

«Предупредите

неделя

Микибота!»

Февраль/2

«Раскодируй

неделя

природу.»

Февраль/3

«Музыкальные

неделя

шифровки»

-познакомить с понятиям: каналы связи, передача информации.
-способствовать развитию аналитического подхода.
-формировать мотивацию к исследовательской деятельности.
-закрепить понятия: передача информации, коды, шифрование.
-формировать навыки творческой активности.
-повышать уверенность в своих силах.
-познакомить с различными система счисления.
-способствовать формированию абстрактного мышления.
-формировать творческие навыки.
-познакомить с понятиями: криптография, перехват информации,

Февраль/4

«Не верь своим

неделя

глазам!»

шифрование.
-формировать понимание необходимости создания безопасной
передачи информации в повседневной жизни.
-повышать

мотивацию

к

обучению

и

исследовательской
20

деятельности.
-познакомить с шифром Цезаря, симметричным шифрованием, с
Март/1

«Загадка

неделя

Цезаря!»

понятием инерции.
навыки

-формировать

шифрования

сдвигом,

навык

закрытый

ключ,

использования ключа.
-повышать мотивацию к обучению.
-закрепить

Март/2
неделя

понятия:

шифр

сдвигом,

симметричное шифрование, расшифровка.
«Чудеса колеса!» -закрепить

навыки

шифрования

и

расшифровки

с

использованием секретного ключа.
-развивать навыки совместной деятельности.

Март/3

«Тайная

неделя

комната»

Март/4

«Выдели

неделя

главное!»

Апрель/1
неделя

-познакомить с понятиями: симпатические чернила, тайнопись.
-формировать навык исследовательской деятельности.
-способствовать повышению мотивации к обучению.
-познакомить с понятиями: решетка Кардано, шифр замены.
-способствовать развитию креативности, творческого подхода.
-развивать аналитические способности.
-закрепить понятие: симметричные шифры.

«Тайна книги»

-Познакомить с шифрованием по книге, с понятием баланса.
-развивать любознательность и творческую активность.
-познакомить с азбукой Морзе.

Апрель/2

«Микибот

-способствовать развитию навыков инженерного мышления.

неделя

зажигает»

-развивать навыки коммуникации и позитивно-конструктивного
отношения к возможным ошибкам.
-познакомить с понятиями: уникальный код, отпечатки пальцев,

Апрель/3

«Кто

неделя

чайник?»

брал криминалистика, дактилоскопия.
-формировать исследовательские навыки.
-укреплять уверенность в своих силах.
-познакомить

Апрель/4
неделя

«Секрет»

с

понятиями:

ассиметричное

шифрование,

открытый и закрытый ключ, современные системы шифрования.
-развивать навыки креативного, абстрактного мышления.
-повышать интерес к техническому творчеству.

Май/2

«Перехват»

-закреплять базовые навыки дешифрования.
21

неделя

-укреплять уверенность в своих силах.
-развивать навыки работы в команде.
«Собери

Май/3

животных

неделя
Май/4
неделя

-закреплять основы навыков дешифрования.
на -укреплять конструктивное отношение к возможным ошибкам.

Марс»

-развивать креативное, творческое и аналитическое мышление.

«Мой

-закреплять навыки технического творчества.

марсианский

-способствовать развитию креативного и творческого мышления.

робот!»

-укреплять уверенность в своих силах.

2.2. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И
СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация программы зависит использования различных технологий,
форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях. На занятиях
используются технологии:
 Личностно – ориентированные технологии.
 Технология развивающего обучения.
 Игровая технология.
А также наглядный, демонстрационный, раздаточный материал.
Различные виды деятельности:
 познавательная;
 коммуникативная;
 продуктивная;
 трудовая;
 двигательная.
Методы:
 Словесный;
 наглядный;
 игровой.
Приемы:
 рассказ;
22

 беседа;
 описание;
 указание и объяснение;
 вопросы детям;
 ответы детей, образец;
 показ реальных предметов, картин;
 действия с числовыми карточками, цифрами;
 модели и схемы;
 дидактические игры и упражнения;
 логические задачи;
 игры-эксперименты;
 развивающие и подвижные игры и др.
Формы и методы реализации программы:
 деятельностный метод;
 исследовательский метод;
 игровые упражнения;
 дидактические игры;
 создание и решение проблемных ситуаций;
 самопроверка.
2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ


Создать преемственные связи ДОУ, семьи;



Родительские собрания;



Индивидуальные консультации;



Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о данном
направлении;



Беседы;



Выпуск папок-передвижек по темам занятий, буклетов «Поиграй с мамой!»;
23



Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в
проявлении таланта детей.

24

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в
кружке соответствует требованиям,предъявляемым к материально-техническим
условиям

реализации образовательной программы дошкольного образования,

изложенным

в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
 учебно-методическое пособие для учащихся дошкольных образовательных
учреждений по направлению Babyskills «Детская универсальная STEAMлаборотория
 печатные (учебники и учебные пособия, книги, атласы, раздаточный материал,
 аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях),
 наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски),
 демонстрационные

(муляжи,

макеты,

стенды,

модели в разрезе,

модели

демонстрационные).

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Кружок посещают дети старшей и подготовительной групп в отдельном помещении,
оборудованном столами, стульями. В кабинете созданы условия для проведения
занятий в количестве 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность – 25-30 минут.

25

Ссылки на источники:
1.

3.2. Список литературы

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)

2013 г.
2.

Беляк Е.А. Руководство для воспитателей к учебно-методическому пособию

«Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом
«Проф-Пресс»,2019.
3.

Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-

лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
4.

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/12/18/detskaya-universalnaya-steamlaboratoriya
http://doshkolnik.ru/pedagogika/29067--laboratoriya.html
https://infourok.ru/harakteristika-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2952852.html

26

27

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».