Пояснительная записка
к учебному плану основной образовательной программы на 2022-2023 учебный год муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №11 г. Азова.
1.Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ №11 г. Азова является нормативным документом, который регламентирует организацию образовательного процесса в учреждении и
составлен в соответствии:
1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
гл. 11. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса.
Количество занятий с детьми не регламентируется. Регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки:
п. 11.9. Для детей раннего возраста от 1.5 до 3 лет длительность непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 минут.
Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня по 8 -10 минут. Допускается осуществлять
образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
п. 11.10. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности:
Возрастная группа
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Длительность
не более 10 минут
не более 15 минут
не более 20 минут
не более 30 минут
п.11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:
Возрастная группа
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Количество занятий
2
2
3
Максимальный объем
30 минут
40 минут
1 час 30 минут
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут.
п.11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Ее продолжительность должна составлять не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического
характера проводятся физкультурные минутки.
п.11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в
1 половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные и музыкальные занятия, ритмику и т.п.
гл.12. Требования к организации физического воспитания:
п.12.4. С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются подгруппами 2-3 раза в неделю, в групповом помещении
или физкультурном зале.
Возраст детей
Число детей
Длительность занятия
От 2-х до 3-х лет
8-12 человек
10 – 15 минут
п.12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте т 3 до 7 лет организуются не менее 3-х раз в
неделю.
Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет:
Возрастная группа
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Длительность занятия
15 минут
20 минут
30 минут
1 раз в неделю для детей 4 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе.
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему»
3. Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №11 г. Азова, разработанной с учетом примерной общеобразовательной
программой дошкольного образования .
Структура учебного плана состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части
являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В учебном плане
установлено
соотношение между обязательной и вариативной частью, формируемой образовательным учреждением. Объем обязательной части Программы
рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных
областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и
физическое развитие. Обязательная часть реализуется через организованную образовательную деятельность (занятия).
При организации образовательного процесса используется интегративный подход в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
для детей с 1,5 до 3 лет – подгрупповая, индивидуальная;
для детей с 3 до 7 лет - подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «Занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без
отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических
детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно с
взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных
областей). Реализация «Занятия», как дидактической формы учебной деятельности, рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.
В обязательной части учебного плана отражена периодичность взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности таких
как: чтение художественной литературы, конструктивно-модельная, игровая деятельность, общение при проведении режимных моментов,
дежурство и прогулки, а также периодичность самостоятельной деятельность детей и периодичность оздоровительной работы.
Вариативная часть.
В ней предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через
занятия по выбору.
Дополнительное образование,
которое реализуется через совместную кружковую деятельность детей и взрослых по следующим
направлениям:
Физкультурно – оздоровительное направление
Познавательное направление
Речевое направление
Социально-коммуникативное направление
Художественно – эстетическое направление
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации дополнительных образовательных программ, для
детей дошкольного возраста составляет:
в группах раннего возраста (1,5 лет до 3 лет) и в младшей группе (дети четвертого года жизни) - не предусмотрено
в средней группе (дети пятого года жизни) – не более 1 раза в неделю
в разновозрастной старшей/подготовительной группе (дети шестого, седьмого года жизни) – не более 2 раз в неделю
Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка. Например, воспитанник подготовительной к
школе группы, согласно примерному плану, может посещать не более 2 факультативных занятий из перечня предлагаемых образовательным
учреждением услуг.
На основе учебного плана составлена система (расписание) непосредственно образовательной деятельности.
Объем недельной образовательной нагрузки (организованная образовательная деятельность)
в группах общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год
Образовательны
е области
«Физическое
развитие»
«Познавательное
развитие»
«Речевое
развитие»
«Художественноэстетическое
развитие»
Социальнокоммуникативно
е развитие
Группы общеразвивающей направленности
1 младшая
2 младшая
Средняя
группа
группа
группа
Базовый вид деятельности
Старшая группа
Количество периодов организованной образовательной деятельности
неделя год
неделя год
неделя
год
неделя год
2
72
2
72
2
72
2
72
1
36
1
36
1
36
Физическая культура в помещении
Физическая культура на прогулке
Формирование
элементарных
математических представлений
Развитие
познавательноисследовательской деятельности
Приобщение
к
социокультурным 1
ценностям
Ознакомление с миром природы
Развитие речи
2
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Художественный труд
Музыка
Социализация,
развитие
нравственное воспитание
Ребенок
в
семье
и
1
1
1
2
-
1
36
1
36
2
72
36
1
36
1
36
2
72
72
1
36
1
36
2
72
36
36
36
72
1
1
05
05
2
36
36
18
18
-72
1
1
05
05
2
36
36
18
18
72
2
05
05
05
05
2
72
18
18
18
18
72
общения,
Интеграция с другими образовательными областями +
обществе, Образовательная деятельность, осуществляемая в
ходе
режимных
патриотическое воспитание
моментов,
Самообслуживание, самостоятельность, в совместной и самостоятельной игровой деятельности
трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Итого:
Дополнительное образование (кружки по интересам)
Итого:
Продолжительность
1
периода
организованной
образовательной деятельности
10
360
1
11
360
10 мин.
11
396
11
396
15 мин.
11
1
12
20 мин.
396
432
15
3
18
25
мин.
540
612
30 мин.
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Базовый вид деятельности
группа раннего возраста
от 2 до 3 лет
группа младшего возраста
от 3 до 4 лет
группа среднего возраста
от 4 до 5 лет
группа старшего возраста
от 6 до 7 лет
Чтение художественной литературы
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
Конструктивно-модельная деятельность
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
поручения
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
Игровая деятельность
Общение (ситуативные беседы)
проведении режимных моментов
Дежурство
при
Прогулки
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательно-исследовательская
деятельность
Самостоятельная деятельность детей в
центрах (уголках) развития
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
ежедневно
ежедневно
5 минут
5-6 минут
6-8 минут
10-12 минут
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Расписание образовательной деятельности на 2021 - 2022 учебный год
Возрастные
группы
1-ая младшая
группа (2-3 года)
Время
проведения
занятий
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Музыка
Развитие речи
Музыка
Развитие речи
Физкультура
Лепка/аппликация
(по подгруппам)
Сенсорика
(по подгруппам)
Познание
Физкультура на
улице
Рисование
(по подгруппам)
Рисование
Развитие речи
Познание
ФЭМП
Лепка/аппликация
Музыка
Физкультура в 15.20
Музыка
Рисование
Музыка
Познание
ФЭМП
Лепка/аппликация
Развитие речи
Физкультура в
15.20
Музыка
9.30-9.50
Физкультура в
15.20
Физкультура
на улице
9.00-9.30
ФЭМП
Развитие речи
ФЭМП
Лепка/аппликация
Развитие речи
Рисование
Музыка
Познание
Музыка
Рисование
9.00-9.10
9.20-9.30
2-ая младшая
группа
(3-4 года)
9.00-9.15
9.20-9.35
Средняя группа
(4-5 лет)
Подготовительная
(6-7 лет)
Физкультура
на улице
Физкультура
9.00-9.20
9.40-10.10
Познание
Подготовка к
обучению грамоте
10.20-10.50
Физкультура
15.50-16.20
Физкультура
Познание
Физкультура на
улице